6.1. Технология работы социального педагога с детьми с ограниченными возможностями
В настоящее время отмечается увеличение рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие отклонения от нормы, которые характеризуются ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, обучение и трудовую деятельность.
К инвалидам, кроме детей с физическими нарушениями, относятся дети с умственной отсталостью, с нарушениями слуха, зрения, недоразвитием речи, с ранним детским аутизмом, с комбинированными нарушениями в развитии.
Цель работы социального педагога с данной категорией детей заключается в обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретение знаний профессионального опыта, участия в общественно-полезном труде; в помощи родителям детей-инвалидов.
В нашей стране дети с ограниченными возможностями воспитываются и обучаются в домах-интернатах, специальных (коррекционных) школах, школах- интернатах, а также в домашних условиях. Таким образом, наблюдаются элементы изоляции ребенка-инвалида от общества сверстников. Жизнь детей-инвалидов протекает в условиях депривации. Социальная ситуация их развития отличается от образа жизни и воспитания здорового ребенка. В результате социальной депривации у детей появляется недостаток общения со сверстниками, в результате чего формируется задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире.
Родители, имеющие ребенка-инвалида, могут по-разному относиться к нему. Одни не могут смириться с тем, что у них родился нездоровый ребенок, в результате чего занимают пассивную позицию. Другие рационально относятся к появлению ребенка- инвалида, выполняют все советы врачей, занимаются с детьми. Третьи воспитывают своего ребенка в условиях гиперопеки, проявляют гиперактивность в поиске различных клиник, центров, специалистов.
Для того чтобы правильно и эффективно оказывать помощь таким детям и их семьям, социальный педагог должен знать, какой позиции придерживаются родители, должен направить их усилия по более рациональному пути.
Большинство родителей, имеющих детей-инвалидов, хотят, чтобы их ребенок воспитывался и обучался в среде здоровых сверстников, чтобы он по возможности максимально интегрировался в общество здоровых людей. Поэтому в настоящее время возникает необходимость внедрения такого образования, которое позволило бы детям- инвалидам обучаться совместно со здоровыми сверстниками, получать образование наравне с ними, т. е. инклюзивного образования.
Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но и в большей мере перестройку всего процесса массового образования, как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
Цель работы социального педагога в процессе инклюзивного образования заключается в обеспечении равных возможностей в реализации права на образование детей с ограниченными возможностями. Технология работы социального педагога в данном направлении должна осуществляться в нескольких направлениях.
Во-первых, оказание индивидуальной помощи ребенку-инвалиду. Она включает в себя помощь в адаптации к среде здоровых сверстников, проведение совместно с психологом диагностики, позволяющей выявить уровень умственных способностей ребенка-инвалида, его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону ближайшего развития. Проведение такой диагностики дает возможность устранить негативные влияния в классе, а также оказывает помощь в индивидуальном подходе к ребенку. Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагог совместно с классным руководителем должен привлекать ребенка с ограниченными возможностями к участию в школьных концертах, праздниках, соревнованиях. Это позволит детям-инвалидам самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности, а в здоровых детях такие совместные мероприятия воспитывают милосердие, терпимость, отзывчивость.
Во-вторых, работа с классным коллективом. Осуществлять деятельность в данном направлении социальный педагог может совместно с психологом и классным руководителем. Необходимо объяснять здоровым детям, что ученик с ограниченными возможностями является равным участником образовательного процесса. С детьми, которые не решаются на работу и взаимодействие с такими учениками нужно вести систематическую работу, выяснить причину такой позиции и постараться изменить ее в сторону признания равных прав у каждого ребенка.
В-третьих, работа социального педагога с семьей ребенка-инвалида. Технология работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида включает оказание психологической помощи, правовое консультирование родителей, содействие в оказании материальной и бытовой помощи, оказание помощи родителям во взаимодействии с различными центрами и учреждениями. Социальный педагог должен стремиться привлекать родителей ребенка с ограниченными возможностями к воспитанию и обучению своих детей активными и гармоничными личностями.
В-четвертых, взаимодействие самого социального педагога с различными субъектами оказания помощи детям-инвалидам и различными представителями общественных организаций. Осуществляя деятельность в данном направлении, социальный педагог может оказывать помощь в составлении планов социальнопедагогической реабилитации, взаимодействовать с различными специалистами, в решении проблем данной категории детей.
Список рекомендумой литературы
1. Л.Петухова «Интергация детей с ограниченными возможностями в среду здоровых школьников»//Социальная педагогика №4, 2008г.
2. Н.Назарова «Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» »//Социальная педагогика №1, 2010г.
3. О. Маланцева «Совместное обучение здоровых детей и детей со специальными нуждами»//Социальная педагогика №2, 2008г.
4. Т. Аргунова «Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в сельском социуме республики Саха (Якутия)»//Социальная педагогика №2, 2008г.
Назад | Содержание | Вперед |