4.7. Интеллект
Интеллект — общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Понятие интеллект как общей познавательной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Исходя из того, к каким результатам приводят операции мышления и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим), Д.П. Гилфорд (1959 г.) выделил 120 факторов интеллекта (рис. 21). Под операцией Д.П. Гилфорд понимает умение человека, вернее, психический процесс — понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание. Результаты — форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. Кубическая модель Д.П. Гилфорда выделяет 120 специфических способностей исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы думаем об этом (операция) и к чему приводит умственное действие (результат). Например, при заучивании сигналов азбуки Морзе (ЕРЖ2), при запоминании семантических преобразований, необходимых для спряжения глагола в том или ином времени (ДV3), или при оценке измерений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути (AV4) вовлекаются совсем различные типы интеллекта. В настоящее время подобраны соответствующие тесты для диагностики более 100 указанных Д.П. Гилфордом факторов.
Рис. 21. Структура интеллекта по Д.П. Гилфорду
Коэффициент интеллекта (IQ) является сугубо индивидуальным показателем: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста (набора заданий) и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого. В. Штерн (1912) ввел формулу, по которой в результате соотнесения умственного и хронологического возраста индивида определяется его IQ:
Умственный возраст представляет собой число, получаемое в итоге математической обработки результатов выполнения индивидом тестовых заданий, показывающее, на каком эмпирически установленном среднестатистическом возрастном уровне интеллектуального развития находятся эти результаты. При совпадении умственного возраста с хронологическим уровень интеллекта индивида соответствует возрасту. При несовпадении он может быть выше или ниже. Понятие «умственный возраст» было введено А. Бине и Т. Симоном (1908), хотя они пользовались менее определенным по содержанию термином «умственный уровень».
Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, если календарный возраст — 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его «умственный» возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возрастов и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ). Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, а самые низкие могут приближаться к 0, самые высокие — к 200, стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение — 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84-100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ - от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ - от 116 до 180).
Во многих странах используется термин «умственная отсталость». Умственная отсталость — стойкое, необратимое, обусловленное недостаточностью ЦНС нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального. Умственная отсталость имеет разную этиологию (причину). В качестве основного диагностического показателя умственной отсталости и используется коэффициент интеллектуальности. По международным стандартам (они сейчас носят «щадящий» характер) при IQ < 50-70 имеет место легкая умственная отсталость, при IQ < 50 — средней тяжести; при IQ < 35 — резко выраженная.
Врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недоразвитость интеллекта психологи и психиатры обозначают термином «олигофрения» («малоумие»). Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией. Врожденное слабоумие затрудняет возможность больным детям нормально адаптироваться в обществе, что приводит к очевидной для всех интеллектуальной неполноценности. Олигофрены отличаются недоразвитостью самых сложных, филогенетически молодых функций психики, мышления и речи, при сохранности эволюционно более древних функций и инстинктов. Олигофрения прежде всего проявляется в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям. У олигофренов в интеллекте преобладают сугубо конкретные связи, поэтому его критические возможности снижены, ассоциативно-логическая память остается малоразвитой. Этиология олигофрении во многом остается неясной, в 90% случаев умственной отсталости ее объяснить не удается. Выделяются две основные группы олигофрении: а) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями; б) олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским облучением половых клеток родителей и плода. Имеют значение заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой системы во время беременности, несовместимость крови матери и плода.
По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на три группы: идиотия, имбицильность и дебильность.
Идиотия — наиболее тяжелая форма умственной отсталости (IQ < 20). Активная речь сводится к воспроизведению отдельных, часто искаженных слов, ее понимание грубо нарушено. Недоразвитие моторики проявляется в замедленности движений, нарушении их координации, в локомоторной сфере наблюдается расстройство навыков стояния и ходьбы. Эмоции крайне примитивны, состояние удовольствия и неудовольствия зависит от степени удовлетворения инстинктивных потребностей. Больные беспомощны, нуждаются в надзоре и уходе. Встречаются и более легкие случаи. Однако, поскольку темп психического развития чрезвычайно замедлен, возможности больных крайне ограничены.
Имбицильность — выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20-50). Речь больных детей более развита, чем при идиотии. Словарный запас достигает 200-300 слов. Развитие моторики задержано, но больные способны к обучению элементарным операциям. Хорошая механическая память является определенной опорой при обучении элементам чтения, счета, письма. При низком развитии интеллекта элементарные эмоциональные реакции относительно развиты. Не обладая инициативой, больные легко теряются в незнакомой обстановке и нуждаются в постоянной опеке и надзоре.
Дебильность — легкое психическое недоразвитие (IQ = 50-70). Наиболее распространенная форма умственной отсталости. При дебильности больные способны к обучению по специальной программе элементарным навыкам чтения, письма, счета, однако обнаруживают явную недостаточность абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Более выражены характерологические особенности больных, отмечается довольно развитое личностное самосознание и эмоциональное отношение к окружающему. Возможны социальная адаптация, профессиональное обучение. В то же время необходимо учитывать их повышенную внушаемость, подражательность, что в ряде случаев способствует асоциальному поведению. Степень деби- лизации нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой цифре, так как ни одна страна не заинтересована в ее точности. По многим регионам нет вообще никаких данных, а специализированные исследования (в школах, армии,службах занятости) дают данные на порядок выше. Поэтому в ряде стран (только в Восточной Азии этой проблемы нет) решено, вслед за США, где дебилизм является национальной трагедией, признать его легкие формы нормой и максимально сократить в общедоступных школах долю обязательного учебного материала, требующего способностей к абстрактному мышлению.
У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области IQ, равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд-Бине и шкалы Векслера и т.д.
Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля
1. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Какие виды и качества внимания проявляются у человека?
2. Что нужно сделать, чтобы предупредить забывание важного материала? Что такое мнемонические приемы?
3. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?
4. Какие основные требования с точки зрения психологии восприятия следует предъявлять к демонстрации наглядного материала? Какое значение для восприятия имеет словесное указание?
5. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком.
6. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.
7. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения. Дайте сравнительную характеристику способов поиска решений.
8. Можно ли говорить о наличии воображения у животных? Дайте психологические объяснения.
9. Определите, какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, амфибии, аэросаней, троллейбуса и других механизмов.
10. В чем заключается связь сновидений с реальностью?
Темы рефератов
1. Внимание как сторона ориентировочно-исследовательской деятельности.
2. Значение ощущений в жизни человека.
3. Экстрасенсорные способности человека.
4. Законы и загадки восприятия человека.
5. Теории памяти.
6. Интеллект: норма и отклонения.
7. Индивидуальные особенности и нарушения памяти. Мнемоника.
8. Психология творческого мышления.
9. Влияние воображения на состояние организма человека.
10. Гендерные особенности познавательных процессов.
Рекомендуемая литература
1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. М., 1998.
2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. М., 1982.
3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский. М., 1956.
4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак. М., 1989.
5. Дормашев Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. М., 1999.
6. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
7. Хрестоматия по вниманию / род ред. А.А. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М., 1976.
Назад | Содержание | Вперед |