4.2. Развитие памяти

  Все виды памяти преобразуются и развиваются в течение жизни человека - и те, которыми он наделён от рождения (непроизвольная, непосредственная и пр.), и те, которые формируются уже при жизни (оперативная, словесно-логическая, произвольная, опосредованная).
  Многие изменения в формировании и развитии памяти происходят в детстве. Так, объём кратковременной памяти у младенца очень невелик (1 -2 единицы), к 6 годам он возрастает до 5-7 единиц; первые признаки наличия оперативной памяти у ребёнка появляются только в 1 год; произвольно запоминать материал дети могут не раньше, чем в возрасте 3-4 лет. Однако к моменту поступления в школу (к 7 годам) у ребёнка оказываются сформированными все основные виды памяти. К этому времени определяется и общий, доминирующий тип его памяти: зрительный, слуховой, двигательный или др.
  В школе дети учатся запоминать и воспроизводить учебный материал логически, по смыслу, с помощью различного рода записей, планов, рисунков, конспектов и схем; учатся управлять своей памятью с помощью воли. Особую роль в этих процессах играет овладение родной речью . Несмотря на быстрое развитие всех видов памяти, на протяжении младшего школьного возраста опережающими по продуктивности все-таки являются биологически обусловленные её виды. В подростковом возрасте их развитие, достигнув своего пика, замедляется, и быстрее начинают развиваться социально обусловленные виды памяти (словесно-логическая, произвольная, опосредованная). После окончания школы память человека продолжает развиваться. Её изменения имеют индивидуальный, специфический, в т.ч. профессионально обусловленный характер - и не всегда только прогрессивный.
  С возрастом мозг человека постепенно изменяется, стареет вместе с организмом, и это неизбежно сказывается на процессах памяти. В первую очередь страдают врождённые её виды - если говорят, что у человека с возрастом память становится хуже, то прежде всего имеют в виду непосредственную, непроизвольную и механическую память. Что же касается других её видов - упражняемых - то их качество зависит от того, как часто и насколько умело человек пользуется ими в течение жизни, а также от того, ставит ли он перед собой задачу поддерживать свою память на должном уровне за счёт специальных упражнений. Если эту задачу он ставит и решает, то память с возрастом не только не ухудшается, но, напротив, улучшается, причём значительно.
  Среди нарушений памяти отдельно выделяют амнезии (от греч. a - отрицательная частица и mneme - память) - специфические расстройства памяти, возникающие при различных локальных поражениях мозга. При амнезиях нарушается один или несколько процессов памяти; важным в них является момент травмы или начала болезни - нарушения, как правило, охватывают периоды либо до, либо во время, либо после него. Амнезии могут длиться от нескольких минут до нескольких лет и требуют специального лечения.

Практическое задание

  Существует много приёмов улучшения памяти человека.
  Смысловое структурирование материала
  Этот приём заключается в том, что большую по объёму информацию разделяют на части, внутри которых объединяют друг с другом единицы информации, обладающие чем-то общим. Это общее обозначают одним словом и запоминают уже только его. Такие слова выступают как план, который иногда записывают или представляют в виде схемы. По ним затем восстанавливают содержание всей запоминаемой информации на основе ассоциативных смысловых связей. Примените данный приём к параграфу «Память».
  Ассоциации с образами
  Необходимо быстро и прочно запомнить следующий ряд мало связанных друг с другом слов: велосипед, телевизор, верёвка, часы, дерево, шляпа, корова, цветок, карандаш, очки, занавеска, нож, кресло, утюг, книга, яблоко, медведь, автомобиль, сумка, сапог.
  Объедините друг с другом первые два слова в виде образа необычного предмета, в котором они станут деталями. Попробуйте зрительно представить себе, как будет выглядеть такой предмет: огромный велосипед, в котором вместо колёс два круглых телевизора. Закройте на несколько секунд глаза и представьте, что этот велосипед- телевизор стоит в комнате и работает.
  Как только вам удастся это сделать, перейдите к следующему слову в списке так, чтобы оно вошло в пару с последним из уже запоминавшихся слов. Этой парой в данном случае окажутся телевизор и веревка. Проделайте с ними такую же работу, как с предыдущей парой слов.
  И так далее, пока весь ряд запоминаемых слов не будет исчерпан.
  Теперь закройте список и попробуйте воспроизвести его по памяти в том же порядке, в каком эти слова были записаны, а затем и в обратном порядке.
  Логические ассоциации
  Данный приём предполагает активный поиск логических связей, или ассоциаций, некоторого материала с тем, что человеку уже известно.
  Возьмите любой текст, который вам необходимо запомнить. Читая новый материал, постоянно ставьте перед собой вопросы типа: «О чём это говорит?», «На что это похоже?», «Что это мне напоминает?».

Назад Содержание Вперед