2. Социальная мобильность
Теория социальной стратификации является методологической базой для анализа совокупности социальных перемещений в обществе. Изменение индивидом или группой социального статуса, места в социальной структуре называется социальной мобильностью.
Феномен социальной мобильности в глобально-историческом плане исследован П. Сорокиным а работе «Социальная мобильность», являющейся классическим для западной социологии трудом по проблемам социальной стратификации. Согласно П. Сорокину, социальная мобильность означает перемещение индивидов по социальной лестнице в вертикальном и горизонтальном направлениях. Вертикальная мобильность - это движение вверх и вниз, а горизонтальная - это передвижение на одном и том же социальном уровне.
Более значимым для общества процессом является вертикальная мобильность в обоих своих вариантах - восходящем и нисходящем. Первый из них означает социальный подъем, движение вверх, второй означает социальный спуск, движение вниз.
Восходящая мобильность может быть профессиональной (служебное повышение), экономической (рост благосостояния, обогащение), политической (переход на более высокий уровень власти). Нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с более высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения статусов целых групп. Примерами этой формы мобильности могут служить снижение в нашем обществе социального статуса инженеров в начале 90 - х годов или целого ряда партий, как это, например, произошло с некогда влиятельным «Демократическим выбором России».
Вертикальная мобильность особенно характерна для динамично развивающихся обществ. В России она была весьма интенсивной в царствование Петра I, в советский период 20-30-х годов, во время перестройки и в 90-е годы. Примерно с 1 993 г. высший слой России становится все более закрытым, просматривается тенденция к его превращению в потомственный класс, каким давно является высший слой развитых стран.
Практика показывает, что в нисходящей мобильности заключен наибольший политический потенциал. Такие процессы как утрата устойчивости социального положения (маргинализация) и абсолютная деградация жизненных условий (люмпенизация) вызывают рост социальной напряженности, провоцируют правый и левый экстремизм. Негативные последствия нисходящей мобильности усиливаются в государствах, переживающих распад доминирующих ценностей (аномия).
Основными каналами вертикальной мобильности, или социальными лифтами, П. Сорокин считал социальные институты - армию, церковь, школу, собственность, семью.
Роль канала вертикальной мобильности армия выполняла прежде всего в военное время, когда потери среди командного состава восполняются выходцами из более низких чинов. В ходе войн появляется возможность захватывать трофеи, брать контрибуции, пленных. Благодаря армии самого высокого положения добились О. Кромвель, Дж. Вашингтон, Наполеон и др.
Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества, но тысячи ее врагов были отданы под суд, разорены, уничтожены. Нисходящее движение было уделом многих знатных людей - королей, герцогов, князей, лордов, аристократов, дворян и т.д.
Мощными каналами социальной циркуляции во все века служили институты образования, воспитания и собственности. Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, когда в союз вступают представители разных социальных статусов.
Горизонтальная мобильность может проявляться в смене профессии, религии, рода деятельности, места работы без заметного улучшения социального положения.
Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении статуса. Это прежде всего международный и региональный туризм. Если перемена места сочетается с изменением статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.
Кроме основных типов мобильности - вертикальной и горизонтальной различают также мобильность межпоколенную и внутрипоколенную, индивидуальную и групповую, организованную добровольную и принудительную.
Межпоколенная мобильность отражает достижение детьми более высокой или более низкой социальной позиции по сравнению с родителями.
Внутрипоколенная мобильность проявляется в смене индивидом своих социальных позиций в течение жизни, иначе говоря , в его карьере.
Индивидуальная мобильность - это перемещение отдельного индивида по социальной лестнице, а групповая мобильность - это коллективное перемещение, например, смена правящего класса или слоя, замена элиты контрэлитой.
К факторам индивидуальной мобильности социологи относят: социальный статус семьи, воспитание; уровень получаемого образования; национальность; физические и умственные способности; внешние данные; место жительства; выгодный брак.
Основными причинами групповой мобильности П. Сорокин считал социальные революции, иностранные интервенции и нашествия, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смены политических режимов, замену конституций, крестьянские восстания, междоусобную войну аристократических родов, создание империй.
Организованная мобильность - это социальные перемещения индивидов или групп под управлением государства. Существует в двух формах - добровольной и принудительной.
Организованная мобильность добровольная - управляемые государством перемещения с согласия индивидов и групп (например, трудовая миграция по оргнабору). Организованная мобильность принудительная - управляемые государством перемещения индивидов или социальных групп, осуществляемые как санкции (например, раскулачивание, этнические выселения по приказу властей).
Социальная мобильность измеряется показателями скорости и интенсивности.
Под скоростью мобильности понимается социальная дистанция или число страт, которые проходит индивид в своем движении вверх или вниз за определенный промежуток времени.
Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлениях за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-то общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности общности служит показателем относительной мобильности и выражается в процентах.
В проблематике социальной мобильности немало спорных вопросов. Например, переход из власти в бизнес и наоборот - это мобильность горизонтальная или вертикальная. Если вертикальная, то восходящая или нисходящая.
Масштабы и характер социальной мобильности - это важный индикатор степени открытости и закрытости общества.
Контрольные вопросы
1. Сформулируйте понятие «социальная структура».
2. Какие основные подходы к понятию «класс» вам известны?
3. Что такое «страта»?
4. Охарактеризуйте вклад П.Сорокина в создание теории социальной стратификации.
5. Каковы основные критерии социальной стратификации?
6. Охарактеризуйте социальную мобильность и ее основные типы.
7. Раскройте содержание понятий «скорость мобильности» и «интенсивность мобильности».
Назад | Содержание | Вперед |