3. Право в социальной работе и социальная защита семьи
Проблема семьи, в том числе и многодетной, ее социальная и правовая защищенность долгое время декларировалась как забота о семье. Конкретной же помощи ей не оказывалось, оставляя детей и родителей из многодетных и неблагополучных семей один на один со сложнейшими педагогическими, психологическими и экономическими проблемами.
Определяющее значение в социальной защите имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависит занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной защиты и помощи семьям, имеющим детей.
Семья имеет право получить денежные выплаты (пенсии или пособия) на детей в связи с рождением и содержанием детей.
Семья имеет право получить на детей трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы.
Семья имеет право получить конкретную психологическую, юридическую, педагогическую помощь, консультирование и другие социальные услуги.
Демографическая ситуация в России такова, что с каждым годом все больше людей нуждаются в помощи и защите государства в экономическом и правовом порядке. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. В связи с этим задачами правовой и социальной защиты станут реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего, в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми, а также другая адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников, совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя, широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т. д.). Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативноправовой базы.
Представляется целесообразным рассмотреть один из важных вопросов правового регулирования — это соотношение имущественных и личных отношений в семье как социальном институте, потому что часть семейных отношений поддается правовому регулированию. Известно, что имущественные семейные отношения также поддаются правовому регулированию. С принятием нового ГК возникает вопрос, совпадают ли личные неимущественные отношения, регулируемые семейным и гражданским правом, по своему составу. Ранее действовавшее гражданское законодательство относило к сфере гражданско-правового регулирования помимо имущественных отношений личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, а также личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.
Нельзя считать совершенно случайным и то, что в ст. 2 нового Семейного кодекса говорится об «установлении» порядка и условий вступления в брак, его расторжение и признание его недействительным и о «регулировании» других семейных отношений. В Семейном кодексе не проводится четкого различия между «регулированием», с одной стороны, и «установлением», с другой.
В литературе по семейному праву в разное время также разрабатывались теории, в соответствии с которыми семейное право не регулирует, а лишь устанавливает и охраняет личные неимущественные отношения. В науке существует точка зрения, которая утверждает, что право устанавливает лишь внешние границы семейно-правовых состояний: брака, родства, усыновления и т. д., но не регулирует их внутреннюю природу, лежащую во внеправовой сфере. Поэтому правом устанавливаются лишь условия, при которых личные семейные отношения возникают и прекращаются, существа же этих отношений оно не касается. Правовое регулирование необходимо в семье, если нарушаются субьектами этих отношений права других членов семьи.
Применительно к личным семейным отношениям обьек- тивные возможности юридического нормирования оказываются существенно ограничены, так как эти отношения связаны с внутренним миром переживаний, которые не подлежат контролю.
Для решения конкретных задач социальной защиты семьи в области личных отношений право определяет внешние границы их начала и окончания, такие как: вступление в брак, прекращение брака, установление отцовства, лишение родительских прав и т. д.
Кроме того, право устанавливает некоторые общие императивные запреты, общие рамки, в которых осуществляются личные семейные отношения, само содержание которых находится вне сферы правового регулирования. Например, закон не определяет формы и способы воспитания детей, но запрещает злоупотребления этими правами. Еще менее урегулированы правом личные неимущественные отношения супругов. Действительно, мы видим, что право не регулирует и не может регулировать ни интимную жизнь, ни их личные взаимоотношения.
Приведенные рассуждения подтверждают тот факт, что имущественным отношениям в предмете семейного права отводится больше места, чем личным неимущественным. Здесь следует отметить специфику семейных отношений. Семейные отношения носят длящийся характер, тесно связаны с определенными субьектами и являются строго личными и в связи с этим являются неотчуждаемыми ни в порядке универсального правопреемства, ни по соглашению сторон.
В основе семейных отношений лежат потребности физической природы и нравственного чувства. Семейные права ставят в определенную личную зависимость одного члена семьи от другого и создают определенное положение для иных. Семейным отношениям присущ особый личностно-доверительный элемент, отсутствующий в других отраслях права. Семейные отношения, в которых отсутствует личностнодоверительный момент, существуют искусственно. Они в большинстве своем должны быть прекращены или урегулированы.
Связь с потребностями физической природы и нравственного чувства, так же, как и личностно-доверительная — основа семейных отношений. Современное право принципиально воздерживается от вторжения в интимную сферу отношений людей. В дореволюционной России запрещались браки с лицами 60 лет, именно потому, что целью брака предполагалось рождение детей, невозможное за пределами определенного возраста. Современное право не знает таких ограничений. Действительным будет и брак престарелых лиц, в котором физическое общение заведомо невозможно. Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального собрания России, в Администрации Президента РФ. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти.
В настоящее время действуют 115 центров социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-педагогичес- кой помощи населению, 132 социальных приюта для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена работа с семьей и детьми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная служба социальной помощи семье: Сборник материалов из практики работы / Комитет по делам семьи и демографической политики при Совете Министров РСФСР. М, 1991.
2. Грачев В.А. Супруги, родители, дети, их права и обязанности. М., 1988.
3. Пванкина Т.В, Чернышева Е.Ф. Государственная помощь семьям, имеющим детей. М.: Юрид. лит-ра, 1985.
4. Кодекс о браке и семье РСФСР. М.: Юрид. лит-ра, 1989.
5. Матвеева Г.К Советское семейное право. М.: Юрид. литра, 1985.
6. О положении семей в РФ. М.: Юрид. лит-ра, 1994.
7. Права и защита семьи государством. М.: Наука, 1987.
8. Советское право. М: Юрид. лит-ра, 1990.
Назад | Содержание | Вперед |