5.4. Выбор методов обучения

  Каждый метод обучения выполняет определенную функцию процесса обучения, без которой невозможно обеспечить его оптимальное осуществление.
  В то же время в любом акте процесса обучения всегда сочетается несколько методов, характеризуя с разных сторон эмоционально-интеллектуальное взаимодействие педагога и обучающихся. В психолого-педагогической литературе выделены факторы, влияющие на выбор методов обучения (табл.2.) [15] .
  На основе изучения психолого-педагогической литературы можно выделить общие условия, которые определяют выбор методов обучения: закономерности и принципы обучения, которые вытекают из них; общие цели воспитания, образования и развития обучающихся и ведущие установки современной дидактики; специфики изучаемой содержательной учебной информации по данной области знаний (дисциплины); особенности методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемые ее спецификой требования к отбору методов:
  - цели и задач содержания СУИ конкретного занятия;
  - время, отведенное на изучение той или иной СУИ, входящей в структуру учебной дисциплины;

Таблица 2. Факторы, влияющие на выбор методов обучения

  - уровень подготовленности обучающихся (образованность, воспитанность и развитие);
  - возрастные и индивидуально-типологические особенности обучающихся;
  - материальное оснащение образовательного учреждения, наличие оборудования, наглядных пособий, технических средств, в том числе современных средств информатизации образования;
  - уровень компетентности педагога определяемый предшествующим опытом; знанием типичных ситуаций процесса профессионального обучения, в которых оказываются наиболее эффективными определенные сочетания методов; способностями к применению инновационных методов и средств, в том числе средств информатизации образования; умением избрать оптимальный вариант сочетания методов; личностными качествами и др.;
  - функции, выполняемые методом обучения;
  - специфика внешних условий (географические, производственные окружение и пр.).
  Разнообразие методов требует включения в процесс усвоения различных органов чувств: слуха (объяснение, беседа); зрения (демонстрация средств наглядности, работа с печатными и графическими материалами, компьютером); осязания и мускульных ощущений (упражнения, лабораторно-практические работы).
  В современной педагогической практике построение системы методов обучения осуществляется в соответствии с технологической логикой образовательного процесса. Такой подход позволяет программировать два относительно самостоятельных, но в то же время тесно взаимосвязанных процесса - с одной стороны, превращение знаний в прочные умения, навыки и привычные действия, а с другой - переход знаний в личные убеждения. Этим обеспечивается целостность процесса развития личности. Смысл методики обучения в технологической последовательности состоит в планомерном и заранее программируемом переходе методов деятельности педагогов к методам деятельности обучающихся (групп) и от них к методам - самоорганизации и самостоятельности самих обучающихся.

Литература

  1. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2003. -960 с.
  2. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь. Современная версия / Ф.А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - М.: Изд-во Эксмо, 2002. - 672 с.
  3. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. шк., 2004. - 512 с.
  4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
  5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 176 с.
  6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
  7. Коротов В.М. Педагогические технологии гуманистического воспитания: Учеб. пособие для студ. пед. учеб заведений / В.М. Коротов. - Соликамск: Изд-во СГПИ, 1996. - 150 с.
  8. Пуйман С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие / С.А. Пуйман. - Мн.: ТетраСистемс, 1999. - 128 с.
  9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
  10. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. - 2­е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.
  11. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы) / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
  12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / РАН Институт русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., допол. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
  13. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1986. - 1600 с.
  14. Инструкция по глоссарному обучению. Адрес Internet http: www / Bitpro.ru /ITO/ 2002/e/ html.
  15. Кукушкин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушкин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

Назад Содержание Вперед