2. Субъекты политического процесса
Основное значение в определении содержания политического процесса имеет выделение субъектов политической деятельности, выяснение того, кто именно выступает инициатором этого процесса, в чьих интересах он осуществляется, кто в состоянии обеспечить его последовательное развитие.
Реально происходящий политический процесс всегда испытывает влияние различных политических усилий (партий, движений и организаций, классов, социальных слоев и групп). От верной оценки расстановки действующих сил в политическом процессе зависит очень многое в понимании происходящих перемен.
Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды.
Политический институт - воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни.
Основным властным политическим институтом, одним из основных субъектов политического процесса, выступает государство. В то же время современная политологическая и правовая наука признают за негосударственными элементами серьезное значение в политическом процессе. Однако роль государства как центрального компонента остается бесспорной. Государство в политической системе обладает уникальным статусом. Это объясняется тем, что целью политической борьбы как основной формы политического процесса является государственная власть.
Государственная власть столь привлекательна, потому что она суверенна, т.е. является высшей властью, распространяющейся на определенную территорию, на определенное общество. Конституции современных демократических государств провозглашают источником власти народ, нацию. Например, в Испании - “Носителем национального суверенитета является испанский народ, источник государственной власти”, в России - “Носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ”. Но, так или иначе, выразителем воли народа, реальным осуществителем государственной власти является определенная социальная группа. Государство - это основной институт осуществляемого на профессиональной основе особой группой лиц политического руководства, обеспеченного властью. За вхождение в эту группу и доминирование в ней идет политическая борьба, протекающая в основном в рамках выборов.
Гарантией реализации высшей власти государства является его монополия на возможность принуждения любого элемента политической системы, любого члена общества. Однако современное, прогрессивное государство само устанавливает себе пределы этого принуждения.
Например, республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека - как частного лица и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность. Границы этих пределов, особенно в области экономических прав и свобод - вопрос дискуссионный как за рубежом, так и в России. Кроме того, государство определяет нормативную основу политической системы и политического процесса. Прежде всего, оно делает это на конституционном уровне.
В большинстве Конституций на первое место вынесены характеристики формы государства. Наибольшее значение для политического процесса имеет из них государственный режим. Например, согласно конституции Франция является неделимой, светской, социальной, демократической республикой”, а Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Сейчас в мировой политической системе доминирует демократический режим. Хотя для его реального существования, конечно, требуется гораздо больше, чем конституционное закрепление: требуются законы, раскрывающие конституционные положения и фактическое их осуществление. Это является проблемой для многих постсоциалистических, восточных и других стран.
В демократических государствах конституционно закреплен ряд политических прав и свобод: избирательные права, право на объединение, право обращаться в государственные органы, свобода мысли, слова, совести, собраний. Эти права составляют основу статуса остальных субъектов политической системы: граждан и организаций.
Кроме того, конституционный законодатель уделяет значительное внимание механизмам взаимодействия субъектов политического процесса, так как это взаимодействие обеспечивает реальное осуществление власти народа через институты прямой и представительной демократии. Государство само для себя определяет порядок и способы осуществления государственной власти.
Основные положения, касающиеся статуса субъектов политического процесса и их отношений, изложены в различных конституциях с разной степенью детализированности. Но от этого не зависит реальный политический режим. Эти положения раскрываются в законах, которые также предусматривают механизмы реализации прав, свобод и моделей взаимоотношений. Среди законов, отсутствие которых в той или иной стране является скорее исключением, чем правилом, можно назвать законы о политических партиях, о выборах в представительные органы, о выборах главы государства, о референдуме и т.д. Реальный режим, степень демократичности зависит от качества этих законов и от того, насколько хорошо они выполняются.
Таким образом, чем лучше государство обеспечивает субъектов политической системы, и себя в том числе, нормативным регулированием, тем эффективнее оно делает политический процесс. Следовательно, тем выше уверенность граждан и организаций в возможности реализации своих интересов, а значит и выше их активность и субъективная ответственность.
Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические субъекты впервые сформировались в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени мы можем говорить о том, что складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, - государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование своеобразной антитезы государства - гражданского общества.
Менее масштабными субъектами политического процесса являются партии и общественные объединения. Партии, по сути, являются общественными объединениями. Но их политическая роль в современном обществе уступает, пожалуй, лишь государству. Поэтому мы сначала рассмотрим особенности конституционно-правового регулирования политических партий, а затем уже - других общественных объединений.
Регламентация деятельности политических партий началась сравнительно недавно, в конце XIX - начале XX вв. До этого она регулировалась в основном с помощью обычаев, сложившейся практики, а также политических и национальных традиций.
Акты, которые были бы специально посвящены и охватывали бы собой все основные стороны деятельности политических партий появились лишь после Второй Мировой войны. Институционализация проходила на двух уровнях: конституционном, где закреплялся статус политических партий; и на уровне обычного законодательства, которое этот статус детализировало. Например, в России деятельность партий регламентируется федеральным законодательством, а в США - в основном решениями Верховного Суда и законами выборов штатов. При этом законодательное регулирование на этих двух уровнях охватывает следующие элементы статуса политических партий: понятие политической партии, ее место и роль в политической системе; порядок создания и прекращения деятельности; финансовоэкономическую базу партий; основы взаимоотношений с государственными органами (участие в избирательном процессе, в работе представительных органов власти) и органами местного самоуправления.
Прежде всего, в конституциях закрепляются место и роль партии в общественно-политической жизни. Главными функциями признаются: участие в выборах и содействие формированию политической воли народа.
На конституционном уровне гарантируются также демократические принципы образования и функционирования партий. В частности ст. 49 Конституции Итальянской Республики содержит положение о том, что “все граждане имеют право свободно объединяться в партии, чтобы демократическим путем содействовать определению национальной политики”. Подобные положения имеются в ст. 29 Конституции Греции, ст. 4 Конституции Франции и др. В ст. 13 Конституции Российской Федерации закрепляется не только возможность деятельности различных партий (многопартийность), но и их равноправие. Кроме того, конституции, как правило, содержат запрет на создание партий экстремистского толка, посягающие на суверенитет и демократию.
Одним из важнейших направлений регламентации деятельности партий являются законодательные требования к их структуре и внутренней деятельности - членство, порядок принятия и содержание уставов, партийных программ, формирование руководящих органов. Эту задачу, как правило, выполняют специальные законы, регулирующие деятельность политических партий или общественных объединений вообще.
В качестве примера можно привести Закон о политических партиях ФРГ от 1967 г., который регламентирует деятельность партий от названия до порядка разрешения возникших споров. Правда, зачастую такие акты уделяют наиболее пристальное внимание вопросу финансирования (например, Декрет о финансировании политических партий Финляндии 1969 г., Закон о финансовом обеспечении политических партий Италии 1974 г. и др.).
Основные положения конституций и законодательства развиваются и конкретизируются в избирательных законах. Избирательное законодательство, прежде всего, устанавливает основания для участия политических партий в выборах. Как правило, для этого партия должна быть зарегистрирована в соответствующем министерстве (МВД или Министерстве юстиции) и участвовать в выборах. Закон о политических партиях ФРГ, например, устанавливает, что если партия в течение 6 лет не выдвигала своих кандидатов на выборах в Бундестаг или Ландтаг, то она теряет правовой статус партии.
В некоторых странах существует система совмещения избирательных расходов политических партий, т.е. государство частично компенсирует партии эти расходы. Эта система распространяется не на все партии, участвующие в выборах, а только на те, которые выполнили определенные условия: выставили своих кандидатов в необходимом числе избирательных округов (например, Италия, Норвегия) либо собирают определенный минимум голосов в масштабе всей страны (например, Швеция - 2%, ФРГ - 0,5%). Партии могут получать от государства средства и в зависимости от числа собранных на выборах голосов. Например, за каждый голос в ФРГ, отданный партии, она получает 1,5-2 марки.
Избирательные законы могут определять порядок использования партиями СМИ во время предвыборной борьбы.
Таковы важнейшие особенности регламентации статуса политических партий. Очевидно, процесс нормотворчества в этой области себя не исчерпал как рубежом, так и, тем более, в нашей стране. В Старом и Новом Свете постоянно возникают проблемы с экстремистскими, националистическими партиями, происходят внутрипартийные скандалы, которые всколыхивают всю общественную жизнь. Обеспечение стабильности политической системы требует дальнейшего развития законодательства, регулирующего статус политических партий.Общественные объединения в теоретической литературе называют не собственно политическими. Их основные признаки следующие: они не ставят перед собой в качестве главного средства достижения своих целей участие в политической жизни страны; не преследуют в своей деятельности получение коммерческой прибыли.
В основе статуса таких объединений лежит право на объединение, свобода союзов и ассоциаций. “Каждый имеет право на объединение...”. Конституции устанавливают для всех видов объединений одинаковый правовой режим и дают возможность создать любое объединение в рамках требования закона.
Объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимопонимания народов, запрещаются. Возможность принудительного роспуска общественных объединений в демократических странах связывается с нарушением положений конституции и законодательства только на основе судебного решения.
Как правило, общественные объединения имеют статус юридических лиц и подлежат государственной регистрации. Так, например, Конституция Испании гласит: “Объединения.должны заноситься в реестр.”. С этим статусом также связаны требования, установленные гражданским или специальным законом: иметь устав, предусматривающий последствия роспуска и самороспуска и др., отчитываться о доходах и расходах.
Общественные объединения многообразны. Ими могут быть, например, профсоюзы; религиозные организации; союзы предпринимателей как объединения, оказывающие наибольшее политическое влияние; союзы работодателей; молодежные, творческие или крестьянские союзы; фонды, благотворительные организации и др.
В настоящее время возможность создавать профсоюзы с целью защиты интересов наемных работников признается законодательством всех демократических стран, что отражается в конституциях. Конституция Италии, например, запрещает вменять профсоюзам какие-либо обязанности, кроме регистрации, наделяет их правом заключать коллективные трудовые договоры, обязательные для всех лиц, которых они касаются. А в Испании, с другой стороны, запрещено принуждать к вступлению в профсоюз.
В России действует закон “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности”. Он предоставляет профсоюзам довольно широкие права, защищает от вмешательства органов исполнительной власти и местного самоуправления, партий в их деятельность. Но уровень организационной активности наемных работников и общее состояние трудового законодательства не позволяет пока этой категории граждан достаточно эффективно участвовать в политической жизни.
В условиях демократического государственного режима, как правило, признаются на конституционном уровне равноправие всех религий и церквей, свобода совести и вероисповедания. При этих условиях церковь, школа отделены от государства. Запрещена дискриминация на религиозной почве, церковь является только хранителем культурных, исторических и нравственных традиций народа.
Однако в некоторых странах наряду с провозглашенной свободой совести закрепляется господство той или иной церкви, религии. Например, “Евангелическая Лютеранская Церковь является официальной церковью Дании и, как таковая пользуется поддержкой государства”, “Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой”. Поддержка государства может выражаться в специальной статье бюджета. Естественно, такие религиозные организации играют гораздо большую роль в политическом процессе, чем обычно.
Религиозный характер могут носить и политические партии. Например, Христианский Демократический Союз в Германии. Это выгодно и церкви, так как ее интересы широко представлены таким образом в представительных органах, и партии, так как она получает поддержку верующих.
Существует ряд стран с авторитарным режимом, где церковь является источником власти. Например, Афганистан, Иран и др.
Законодательство многих стран допускает создание разнообразных общественных объединений предпринимателей: экономических союзов, союзов работодателей, различных торговопромышленных палат и т.д., занимающихся защитой и обеспечением экономических и социальных интересов своих членов.
Многие такие объединения охватывают своим членством крупнейшие промышленные фирмы, компании и корпорации. Они имеют хорошо развитую структуру, способную воздействовать на государственные и общественные органы.
Зачастую крупные объединения предпринимателей оказывают решающее влияние на принятие политических решений. Например, в России наиболее влиятельное объединение предпринимателей “Российский союз предпринимателей и промышленников”.
В то же время в России собственность на средства производства поделена таким образом, что на государственную власть некоторые крупные предприниматели способны оказывать влияние и не объединяя своих усилий. Это позволило говорить об олигархии как форме правления в нашей стране. Однако демонстративное давление на капиталистов тем более не может привести ни к какому положительному результату - оно дестабилизирует чуткую рыночную систему. Государственные органы в этой ситуации должны вести себя умно и терпеливо.
Уровень демократичности политического режима определяется в значительной мере степенью законодательного обеспечения свободы создания и деятельности некоммерческих организаций. Так как общественные объединения, в том числе и политические, являются важнейшими институтами гражданского общества.
К субъектам политического процесса относятся также рядовые граждане. Гражданство - это устойчивая политическая и правовая связь лица с конкретным государством, в силу которой у государства и его гражданина появляются взаимные права и обязанности. Государство наделяет своего гражданина или подданного правами, свободами и обязанностями, в том числе и в сфере осуществления власти, политической сфере.
Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин как индивид участвует в осуществлении государственной политической власти. Наиболее общим правом на это, зафиксированным в конституциях демократических стран, является право на управление делами государства. Например, граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Формами непосредственного осуществления гражданами своей политической власти являются референдумы, и все виды участия в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
“Народ осуществляет политическую власть посредством всеобщего, равного, тайного и периодически проводимого голосования ...”.
Выше были рассмотрены формы политического участия граждан на основе их права на объединение: политические партии и иные общественные объединения. При все более усложняющейся общественной организации через это право наиболее эффективно реализуются политические интересы граждан. Как писал Л.Дюги, “растущее с каждым днем образование союзов не стремится уменьшить или поглотить человеческую индивидуальность; оно, напротив, благоприятствует ее более широкому развитию”.
Конституционно закрепляется также свобода собраний и манифестаций как неограниченная возможность собираться под открытым небом. При этом, как правило, предусмотрен уведомительный порядок проведения собраний, о которых компетентные органы извещаются заранее, с указанием времени, места и тематики. В некоторых государствах не требуется никакого уведомления властей. Например, все немцы имеют право собираться мирно и без оружия, без заявления или разрешения.
В числе политических прав конституции ряда стран предусматривают право петиций, т.е. обращения к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на что власти обязаны реагировать в установленном порядке. Например, все испанцы имеют право направлять индивидуальные и коллективные обращения в письменном виде в органы государственной власти. В некоторых странах существует институт народной законодательной инициативы, когда законопроект может быть внесен на рассмотрение парламента группой граждан.
Однако, как показывает мировой опыт, с одной стороны, это обеспечивает прямоту народного волеизъявления, с другой - может осложнить работу представительного органа слишком большим количеством проектов, требующих рассмотрения. Кроме того, граждане демократических государств имеют равный доступ к государственной службе. Конституции закрепляют несовместимость должностей, обязанности, а также их права, прерогативы и иммунитеты.
Проблема в современных условиях - обеспечение реализации предоставленного личности правового статуса. Укрепить его должна детализация прав и свобод гражданина в законодательстве. Способствовать укреплению могло бы развитие института конституционной ответственности (депутатов - перед избирателями, Президента - перед народом и т.д.).
Практика показывает, что граждане отличаются различной степенью активности в политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п.
В связи с этим необходимо остановиться на рассмотрении такого понятия теории политического процесса, как политический конформизм. Если человек идет голосовать на выборы не в силу собственной убежденности в достоинствах того или иного кандидата, а потому, что так проголосовал его знакомый или родственник, то он поступает как политический конформист. Конформизм определяется в социальной психологии как поведение индивида в ситуации давления на него группы. При этом психологическое давление не всегда осознается человеком. Исследования проблемы политического конформизма показали, что есть определенные объективные и субъективные условия, при которых конформизм расцветает. Например, если выборы проходят под дулами автоматов, то трудно рассчитывать на то, что волеизъявление будет свободным от давления. Однако хорошо известно, что участие в выборах в нашей стране в последние перестроечные годы проходило не в условиях репрессий, но, тем не менее, в силу политического конформизма голосовали «за» практически безальтернативного кандидата свыше 90% избирателей.
Для достижения групповых целей индивиды могут создавать специальные группы, отличающиеся различной степенью институ- циализации - от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов.
От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах.
При анализе политического процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического процесса и субъектов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации.
В то же время характер взаимодействия между субъектами, в частности между гражданином и определенной партией, будет определяться другими параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политической системе, социально-психологическими особенностями развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и субъектов, чаще всего характер взаимодействия между субъектами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса.
Назад | Содержание | Вперед |