§ 1.4.1. Каузальная атрибуция
Вопросы о побудительных причинах действий и их результатов задаются не только в исследованиях мотивации. Они задаются любым человеком и представляют собой обыденное явление. Каждый стремится узнать, что и почему происходит вокруг, в особенности, если эти события непосредственно затрагивают данного человека. Как наблюдатели и участники мы не просто фиксируем деятельность других людей в ее внешних проявлениях, мы также воспринимаем или понимаем, что собираются делать другие, чего они хотят.
Таким образом, люди всегда стремятся разобраться в других людях, понять причины их поведения. Теория атрибуции как раз и занимается проблемой того, как люди «причинно» объясняют себе явления объективной действительности, т.е. как они их «каузально атрибутируют». Итак, каузальная атрибуция - это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Фриц Хайдер, основоположник в области теории атрибуции, предположил, что у человека существует жизненно важная потребность верить, что окружающая среда подконтрольна ему и предсказуема. Мы стремимся понять, почему люди совершают те или иные поступки, чтобы предсказывать и управлять этими событиями. Кроме того, наши мысли об окружающих должны влиять на наше поведение по отношению к ним.
В целом, при попытке понять, почему какой-либо человек совершил благородный поступок, купил дорогую машину и т. п. - мы можем посчитать причиной его поведения либо черту характера, либо особенности ситуации. Диспозиционные атрибуции объясняют наблюдаемое поведение через внутриличностные причины (например, некто усердно трудится потому, что это его личностная черта, религиозное убеждение и т.д.). При этом предполагается, что поведение обусловлено внутренней причиной. (Таня много работала над проектом просто потому, что ей нравится работать).
Ситуативные атрибуции указывают на факторы социальной и физической среды, которые заставляют человека работать подобным образом (желание заработать деньги, хорошую оценку, похвалу). Здесь мы наблюдаем связь с внешней мотивацией. Согласно данному типу объяснения, при отсутствии этой внешней мотивации человек бы не совершил этот поступок.
Не существует единой теории атрибуции, но практически все современные подходы берут начало в работах Ф. Хайдера. Отправной точкой послужила его появившаяся в 1958 г. книга «Психология межличностных отношений». Книга не содержит экспериментальных данных и целиком посвящена теоретическому разбору той психологии здравого смысла обыденного поведения, при помощи которой неискушенный в науке человек объясняет собственные действия и их результаты. Анализируемые события взяты из обыденной жизни или из художественной литературы. В книге Ф. Хайдер проводит разграничение феноменального и каузального описания. Феноменальным описанием охватывается воспринимаемое непосредственно, каузальным - процесс восприятия дистального объекта, начинающийся с раздражения органов чувств, включающий переработку сенсорной информации и заканчивающийся построением образа данного предмета. Ф. Хайдер пишет: «При межличностном восприятии наблюдатель... воспринимает людей не только в их пространственных и физических свойствах, но и в таких неуловимых качествах, как их желания, потребности и эмоции» (Цит.: по Хекхаузен, Т.2, с. 63). Ф. Хайдер хотел прежде всего выяснить, какие закономерности лежат в основе такого восприятия.
Назад | Содержание | Вперед |