Отделение и выход

  Охлаждение отношений. Попытки занять желаемое место в структуре организации не всегда оказываются успешными. Жаждущих закрепиться на привилегированных позициях, как правило, бывает больше, чем самих этих позиций. Так или иначе, но в группах иногда могут не складываться нормальные рабочие отношения. В других случаях уже установившиеся взаимоотношения оказываются нарушенными с приходом новых членов. Когда группа перестает удовлетворять индивида, а индивид группу, наступает период «охлаждения отношений». Наступает время третьего ролевого перехода - из положения полноправного члена в маргинальную позицию.
  Иногда же отделение от группы является ожидаемым или даже запланированным событием. Окончание вуза, например, является событием, предполагающим отделение от студенческой группы. Разумеется, такой вариант событий не в полной мере распространяется на категорию «вечных студентов».
  Но зачастую отход от группы происходит неожиданно. Человек, который отошел от позиции группы по ключевым для нее вопросам, может быть воспринят и заклеймен как «отщепенец» или «изменник». Его положение в группе оказывается под вопросом. С точки зрения самого индивида ситуация может выглядеть иначе - он может воспринимать её как перерождение самой группы, в результате чего его чувство обязанности перед ней ослабевает и пропадает.
  Ресоциализация. Если отход от группы был ожидаемым, то в этом случае и индивид, и группа заранее готовятся к предстоящему событию, а окончательный выход и расставание также могут сопровождаться каким-то ритуалом. В современных группах это, конечно, чаще всего прощальные вечеринки.
  Если же отделение происходит неожиданно, то этот процесс может происходить сложнее. В ответ на действия «отщепенца» группа может попытаться его ресоциализировать, то есть «наставить на истинный путь», изменить его взгляды так, чтобы они вновь соответствовали групповым нормам и ценностям. Индивид и группа могут вести переговоры, идти на компромиссы, пытаясь восстановить былой уровень взаимных обязательств в отношении друг друга.
  Если эти усилия закончатся успехом и группе удастся вернуть «заблудшую овцу в стадо», то индивид может вновь приобрести статус полноправного члена. В противном случае, то есть, если усилия не дадут положительного результата, то индивид и группа расстанутся.
  Выход. В момент выхода взаимные обязательства группы и индивида снижаются до минимума. Оценка пользы как индивиду от группы, так и группе от индивида в данной ситуации приводит к выводу, что польза эта также минимальна или её нет вовсе. Понятно, что в таких обстоятельствах и группа, и индивид начинают думать о том, какую пользу они могли бы получить в альтернативных отношениях - индивид от другой группы, а группа от другого человека. Все это делает разрыв отношений еще более неотвратимым.
  В некоторых случаях выход из группы происходит достаточно быстро. Типичный пример - уход работника, подавшего заявление об увольнении. В других случаях выход может затянуться по времени, в течении которого индивид и группа подготавливаются к новой ситуации, в которой они окажутся после разрыва отношений. Маргинальный член группы в это время может постепенно отказываться от выполнения тех или иных обязанностей - перестать ходить на собрания, сложить с себя ответственность и т.д., вплоть до того момента, когда он начинает числиться в группе лишь номинально. Группа, в свою очередь, будет постепенно отодвигать индивида на маргинальные, аутсайдерские позиции, где он уже не сможет участвовать в принятии решений и в полном объеме взаимодействовать с другими членами, пользоваться привилегиями членства в группе.
  Выход может также сопровождаться определенными ритуалами. Это может быть церемония проводов на пенсию или в отставку, знаменующая завершение рабочего или служебного стажа. С другой стороны, изгнанные из группы индивиды, могут делать гневные публичные заявления. Так, например, поступают политики, которых отвергли их организации. Да и в целом, давно известно, что бывшие члены выступают самыми ярыми критиками групп, к которым они когда-то принадлежали. Это касается и политических, и религиозных, и даже национальных изгоев. Но и сами организации, понятно, тоже не остаются в долгу. Такие и подобные им действия, так же как и ритуалы, о которых говорилось выше, свидетельствуют о том важном значении, которое имеют изменения во взаимоотношениях индивида и группы.

Назад Содержание Вперед