2.1.3. Технология предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам
Система социального обслуживания призвана решить многие проблемы, лежащие в сфере ухода за нетрудоспособными гражданами, реабилитации, организации быта, досуга.
Учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста:
1. Комплексные центры социального обслуживания.
2. Центры социального обслуживания.
3. Центры психолого-педагогической помощи населению.
4. Центры экстренной психологической помощи по телефону.
5. Центры (отделения) социальной помощи на дому.
6. Дома ночного пребывания.
7. Специальные дома для одиноких престарелых.
8. Стационарные учреждения социального обслуживания (дома - интернаты для престарелых граждан).
9. Геронтологические центры, отделения медико-социальной помощи.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей и осуществляется в следующих формах:
1. Социальное обслуживание на дому.
2. Полу стационарное обслуживание в отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания.
3. Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях.
4. Срочное социальное обслуживание.
5. Социально - консультативная помощь.
Пожилым гражданам и инвалидам предоставляются следующие виды социального обслуживания:
1. Материальная помощь.
2. Социальное обслуживание на дому.
3. Социальное обслуживание в учреждениях.
4. Предоставление временного приюта.
5. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания.
6. Консультативная помощь.
7. Реабилитационные услуги.
Социальное обслуживание по желанию может осуществляться на постоянной или временной основе. Социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.
Бесплатно оказываются социальные услуги:
1) Одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам), получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.
2) Гражданам пожилого возраста, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.
3) Гражданам пожилого возраста, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.
4) Гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в связи со стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшими в результате конфликтов.
Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются:
1) Одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам), получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 % прожиточного минимума, установленного для данного региона.
2) Гражданам пожилого возраста, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150% прожиточного минимума.
3) Гражданам пожилого возраста, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150% прожиточного минимума, установленного для данного региона.
Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам пожилого возраста, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум, установленный для данного региона.
Со всех категорий граждан пожилого возраста при оказании по их просьбе дополнительных услуг, не входящих в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг, взимается плата.
Ежемесячный размер частичной оплаты социальных услуг, предоставляемых на дому, не должен превышать 25% от разницы между получаемой пенсией, в том числе с учетом надбавок и прожиточным минимумом, установленным для данного региона.
Размер ежемесячной оплаты социальных услуг, предоставляемых в полу стационарных условиях, не должен превышать 50% от разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом.
Тарифы на социальные услуги устанавливаются органами исполнительной власти субъектов федерации. При оказании платных услуг государственные социальные службы заключают с гражданами (или их законными представителями) договор, в котором указываются виды и объем предоставляемых услуг, сроки их предоставления, порядок и условия оплаты, другие условия, определяемые сторонами. На бесплатное социальное обслуживание договоры не заключаются.
Характеристика форм социального обслуживания.
Социальное обслуживание на дому является приоритетной формой социального обслуживания, самой востребованной и экономически выгодной. Анализ показывает, что стоимость стационарного социального обслуживания, как правило, в несколько раз (иногда более чем в 10 раз) превышает стоимость затрат отделений социального обслуживания на дому. На начало 2002 года в стране действовало 11000 отделений социального обслуживания на дому, обслуживавших более 1,1 миллиона человек. Ежегодно открывается до 200 таких отделений. Социальное обслуживание на дому направлено на максимальное продление пребывания граждан пожилого возраста в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемые в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. Так, отделения социальной помощи на дому действуют во всех районах города Владивостока при Управлениях социальной защиты населения, при доме ветеранов.
Основные направления деятельности отделений социальной помощи на дому:
1) выявление и учет нуждающихся граждан в обслуживании на дому;
2) оказание социально - бытовой помощи по организации питания, быта, досуга, социально - медицинских и санитарно - гигиенических услуг, помощи в организации ритуальных услуг, погребении умерших граждан;
3) содействие в предоставлении обслуживаемым людям льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством, правовых услуг;
4) на условиях полной или частичной оплаты предоставляются отдельные виды медицинской помощи, кормление ослабленных больных, проведение санитарно - просветительской работы.
Работники предоставляют традиционные социально - бытовые услуги: доставку продуктов, различных товаров, оплату коммунальных услуг, сдачу и доставку вещей в прачечную, в химчистку и в ремонт. Кроме традиционных услуг, оказывают содействие в получении медицинской помощи, помещении обслуживаемых лиц в стационарные, лечебные учреждения, организацию предоставления пенсионерам и различных услуг предприятиями и учреждениями торговли, общественного питания, нотариальных услуг. Кроме этого, социальный работник обязан организовать ремонт жилья, обеспечение топливом, обработку приусадебных участков, а также доставку воды, топку печи и другое. Противопоказаниями к принятию на надомное обслуживание, подтвержденными заключениями медицинского учреждения, является: наличие у пенсионера психического заболевания, хронического алкоголизма, хронических инфекционных кожных заболеваний, активных форм туберкулеза, а также тяжелых заболеваний, включая онкологические, требующие лечения в специальных стационарных лечебных учреждениях.
Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания учреждений социального обслуживания. Отделения дневного пребывания начали создаваться в 1986 году. Цель таких отделений - создание своеобразных центров досуга, создание условий для общения, культурного отдыха, посильной трудовой деятельности. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой. В течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных мероприятиях, получать одноразовое питание и при необходимости медицинскую помощь.
Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.
Отделение обычно рассчитано на 25-50 посетителей в день. Оплата за питание взимается с посетителей дифференцированно, в зависимости от размера получаемой пенсии.
В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально - бытовое, социально - медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста.
Стационарное социальное обслуживание. Характерной чертой территориальных центров социального обслуживания населения стала их многопрофильность. В их структуре предусмотрены: геронтологическое отделение, кабинет психологической разгрузки, телефон доверия, отделения социально - бытовой помощи, дневного пребывания. В центрах работают социальная аптека, библиотека, прачечная, мастерские по ремонту обуви и одежды, бытовой техники. Организовываются банки вещей, пункты проката медицинской техники, предметов длительного пользования, подсобные хозяйства.
Стационарное социальное обслуживание осуществляется в домах - интернатах для престарелых. В них принимаются граждане пенсионного возраста (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), нуждающиеся в уходе и медицинской помощи, при условии, если у них нет трудоспособных детей, обязанных по закону их содержать. Однако в порядке исключения в них могут приниматься престарелые, имеющие родственников, если по каким - либо причинам они не могут проживать в семье.
В ряде районов страны еще недостаточно мест в домах для пенсионеров, в связи с чем установлено преимущественное право на прием в них отдельных категорий. В такие учреждения принимаются в первоочередном порядке участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших участников войны и инвалидов. Обычно в дома для престарелых принимаются граждане на постоянное местожительство.
Основными задачами центров и функциями центров является:
1. Выявление престарелых граждан, нуждающихся в социальной поддержке.
2. Определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в поддержке.
3. Привлечение государственных и общественных организаций для совместной работы.
4. Предоставление различных социально - бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в такой помощи.
5. Обеспечение постоянного или комплексного социально - бытового обслуживания, нетрудоспособных пожилых людей.
6. Предоставление бесплатного культурно - бытового, юридического обслуживания, организация питания лиц, находящихся на обслуживании центра.
7. Оказание бесплатной помощи на дому нетрудоспособным пенсионерам и инвалидам.
8. Организация натуральной, гуманитарной и срочной помощи социального характера.
9. Дополнительные услуги.
Причины проживания в домах - интернатах можно сгруппировать по трем видам:
- социальные - отсутствие жилья или угроза его утраты, минимальный размер пенсии и отсутствие социальных служб вблизи от места жительства;
- психологические - несовместимость характеров и как следствие, невозможность проживания в семье;
- медико-социальные причины заключаются в том, что большинство пожилых людей, тем более одиноких, нуждаются в медицинском наблюдении и уходе, в психологической поддержке.
В Приморском крае действуют 9 домов - интернатов, два из них для пожилых людей. Это Седанкинский дом - интернат (общего типа) на 515 мест, его адрес: город Владивосток, улица Маковского, 41 и Покровский дом - интернат на 505 мест, находится по адресу: село Покровка, Октябрьский район.
Этапным в развитии традиционных домов - интернатов для пожилых людей в России стало создание домов и отделений милосердия, в которых проживают нуждающиеся в постоянном постороннем уходе люди пожилого возраста. В настоящее время открыты 64 дома милосердия и 678 отделений милосердия в учреждениях социального обслуживания Российской Федерации.
В специальные дома - интернаты направляются лица, систематически нарушающие правила внутреннего распорядка, а также лица из числа особо опасных преступников, а также занимающиеся бродяжничеством.
Геронтологические центры - это новый тип учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, появление которых обусловлено ростом численности граждан престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе.
Всего в России в 2001 году функционировало 13 (на 3,9 тысяч мест) геронтологических центров. Они организованы в республике Татарстан, Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской, Воронежской, Новосибирской, Омской (2), Орловской, Смоленской, Ярославской областях, Ханты - Мансийском автономном округе и городе Москве.
Эти учреждения открываются, как правило, на базе домов - интернатов для престарелых. В подобных центрах сохранению здоровья проживающих способствует наличие врачей - специалистов, имеющих высшую и первую категории, сеть лечебно - диагностических кабинетов (ультразвуковая диагностика, электрокардиография и другие), клинических лабораторий, оснащенных современным оборудованием. Кроме традиционных отделений активного долголетия, милосердия, открываются лечебно - диагностические отделения, отделения восстановительного лечения постинсультных и постинфарктных больных, отделения медикосоциальной реабилитации.
Работа по открытию подобных центров пока еще в самом начале. Проблемы пожилых людей здесь решают с учетом последних научных достижений геронтологии: основное внимание уделяется реабилитационной деятельности, в первую очередь медицинской и социально - бытовой реабилитации. В геронтологических центрах организовано медико-социальное обслуживание, посильный лечебно - трудовой режим и досуг.
Во Владивостоке работают отделения медико-социальной помощи. Так, в поселке Трудовом на базе городской больницы №3 в 1994 году было организовано такое отделение, рассчитанное на 10 мест, в 1995 году добавили еще 6 коек (таблицу 3). Отделение предназначено для временного пребывания (от 1 до 3 месяцев) одиноких престарелых граждан, нуждающихся в уходе, медицинской и социально - бытовой помощи.
Отделение осуществляет свою деятельность за счет целевых средств краевого пенсионного фонда, фонда социальной защиты населения, местного бюджета предприятий, организаций, учреждений, общественных организаций и благотворительных фондов, коммерческих структур на добровольных условиях. Выявление граждан, нуждающихся в определении в отделение, проводит управление социальной защиты населения совместно с отделом здравоохранения. Основной задачей отделения является организация социального ухода за одинокими престарелыми больными, которые в силу своих физических возможностей временно не могут находиться в домашних условиях, оказание им необходимой медицинской помощи, создание для них благоприятных условий жизни.
Отделение социальной защиты населения по Ленинскому району и МУЗ МСЧ Дальзавода заключили договор о совместном действии с целью осуществления оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий для граждан пожилого возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально - бытовом и медицинском уходе на базе отделения сестринского ухода (таблица 3).
Отделение осуществляет, кроме того: питание, в том числе диетическое, психологическую помощь, симптоматическое лечение, первую экстренную и неотложную помощь, консультативную помощь хроническим больным по рекомендации врача, врачебные осмотры, оформление медицинской карты для направления в дома - интернаты.
Источниками финансирования кроме бюджетных средств органов здравоохранения и социального обеспечения, средств районного бюджета, могут быть средства, полученные от реализации медико-социальных услуг по договору, от благотворительных фондов, добровольных пожертвований, а также личные средства госпитализируемых (но не более 30% от размера пенсии).
Таблица 3. Количество обслуженных человек в отделениях медико-социальной помощи
На территории Приморского края отделения медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста стали создаваться в начале 90- х годов по инициативе краевого управления социальной защиты населения и управления здравоохранения администрации края. При создании отделений опирались на приказ Министерства здравоохранения РФ от 1.02.1991 года №19 «Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц». На 2000 год такие отделения действовали на 20 территориях края (таблица 4).
В отделения временного пребывания граждане пожилого возраста направляются органами социальной защиты населения. Сроки пребывания в них для каждого нуждающегося в медикосоциальной помощи устанавливаются индивидуально. Основные расходы по содержанию этих отделений несут местные бюджеты. Краевое управление социальной защиты населения финансирует их дополнительно.
Таблица 4. Отделения медико-социальной помощи Приморского края
Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке. Срочное социальное обслуживание предполагает получение гражданами финансовой, натуральной, юридической помощи. Это разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами, обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в получении временного жилого помещения, услуги по оформлению документов.
Установлены тесные связи и сотрудничество на договорных условиях с государственными, общественными и коммерческими организациями, специализирующихся на медицинском обслуживании, оказании услуг правового характера, занимающихся благотворительной деятельностью, включая религиозные общины, а также с предприятиями торговли, общественного питания и службы быта.
Консультативная помощь. Консультирование - вид социальной работы, вмешательства, в ходе которого социальный работник помогает клиенту изучить и понять существование проблемы или цели и рассмотреть различные ответы, которые могут быть даны для решения.
Телефон доверия - экстренная психологическая помощь и эмоциональная поддержка, оказываемая профессионалом (психологом или другим специалистом) по телефону. Служба кризисной кратковременной помощи, которая дает возможность человеку обратиться анонимно и рассказать о своих проблемах. Во Владивостоке есть телефон экстренной психологической помощи для взрослых. Специалисты работают круглосуточно по телефону 331 -268.
Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и так далее). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.
До 80 годов в России наиболее очевидная социальная помощь старым людям оказывалась в домах интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных сторон, имеет и отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения жизненного стереотипа для пожилого человека и другое). Эти обстоятельства делают дома - интернаты малопривлекательными, заставляя их «не торопиться» с переездом в дом - интернат. Возможность как можно дольше оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления должности социального работника в системе учреждений социальной защиты. Именно эти реальные лица стали оказывать социально - бытовые услуги нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались.
На первых этапах развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам акцент был сделан на надомное обслуживание. С учетом этого обстоятельства была разработана квалификационная характеристика социального работника, определены его должностные обязанности. Вместе с тем в реальной социальной помощи нуждаются и пожилые люди, находящиеся в домах - интернатах. До последнего времени организация медико-социальной помощи в этих учреждениях возложена преимущественно на медицинских работников, которые в ущерб организации медицинского обслуживания осуществляют несвойственные им функции по социально - бытовой, социально - психологической и социально - средовой адаптации лиц, находящихся в домах - интернатах.
В связи с указанными обстоятельствами возникла необходимость очертить круг обязанностей социальных работников. На данном этапе развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам, проживающим вне стационарных учреждений, деятельность социальных работников сводится к оказанию социально - бытовых услуг. Между тем функции их гораздо шире. По мере создания института социальных работников со специальным образованием нетрудоспособные граждане получат более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.
Со временем и, особенно, в последние годы стационарные учреждения приобретают характер реабилитационных, направленных на организацию активного образа жизни проживающих в них граждан, а так же на использование их остаточной трудоспособности. По мере развития указанных учреждений выявилась необходимость их профилирования. В основу разграничения профилей домов - интернатов, их типизации положен ряд критериев: возраст, степень выраженности болезненных проявлений и др.
Особую значимость при общении с лицами старшего возраста приобретает знание особенностей процессов старения, изменения психической сферы, расстройства памяти и так далее. Роль социального работника, имеющего постоянный контакт с пожилыми людьми, состоит в том, что бы, будучи элементарно информированным, о таких состояниях, уметь выявлять признаки заболеваний и организовать помощь специалиста. При подходе к определению роли и места социальных работников в домах - интернатах общего типа большое значение имеет социально - психологическая адаптация пожилых людей. Помещение в дом - интернат для пожилого человека является эмоциональным стрессом, который неблагоприятно сказывается на состоянии здоровья, оказывает негативное на его социальную активность и может стать причиной психического расстройства. Изменение условий жизни способствует «уходу в болезнь», усилению фиксации на соматических симптомах и, следовательно, ухудшению физического и психического состояния. В этой связи организация социально - психологической адаптации пожилых людей в домах - интернатах приобретает особую важность. Установлено, что в 44% случаев среди поступивших в дома - интернаты возникают ситуационно обусловленные психологические расстройства, то есть реакции дезадаптации (выраженных в виде невротических, депрессивных и психопатоподобных состояний). Как результат реакции дезадаптации была обида на родных, недовольство медицинским обслуживанием и отношением персонала к нуждам пожилых людей.
Роль социального работника во время пребывания пожилых людей в приемнокарантинном отделении состоит в том, чтобы разъяснить функции этого учреждения, ознакомить поступивших с распорядком дня, с расположением бытовых служб и медицинских кабинетов, часами работы администрации и так далее. Проведение беседы, ознакомление с условиями жизни в доме - интернате пожилых людей, во многом может снизить состояние неуверенности и тревожности.
Деятельность социального работника состоит в том, чтобы облегчить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно и для создания микросоциальных групп, также преследующих цель улучшения социально - психологической адаптации лиц пожилого возраста. Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств социальный работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека, осмыслению ситуации совместного проживания и так далее.
В этих обстоятельствах социальный работник, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог.
Роль социального работника как специалиста, владеющего основами знаний геронтопсихологии, социальной педагогики, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала дома-интерната в дифференцированном подходе к пожилым людям.
Особое значение приобретает организационная работа по активному вовлечению пожилых людей в общение, по развитию контактов между ними, по созданию микросоциальных групп, проведению занятий по интересу. Осуществление этой работы направлено на стабилизацию психологического статуса пожилых людей, находящихся в доме-интернате, на осознание того, что их интересы, запросы, пожелания учитываются работниками учреждения.
Таким образом, на протяжении всего периода проживания пожилых людей в доме- интернате они нуждаются в помощи социального работника. По существу, он является основной «фигурой» в организации адаптации. Несмотря на то, что часть проблем в этой области решается, либо должна решаться врачами, психологами, место социального работника в этой области деятельности учреждения совершенно определенно. Этот специалист, владея знаниями в области психологии, социальной педагогики, социологии и др., в своей повседневной деятельности контактирует с другими специалистами, а при отсутствии их выполняет их функции.
Основными направлениями деятельности социального работника в помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров, нуждающихся в обслуживании на дому, оказании социально-бытовой помощи, содействие в предоставлении обслуживаемым лицам льгот и преимуществ.
Итак, деятельность социального работника в одних случаях носит характер организации помощи различных служб, в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих - характер коррекционно-педагогической деятельности. Сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, с которым социальному работнику приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей пожилых людей.
Социальный работник сегодня - это не только человек, оказывающий помощь пожилым и другим категориям населения, но и в определенной степени политик и общественный деятель, участвующий в реформировании социальной политики и законов, направленных на достижение благосостояния всего общества. Для выполнения этой многоплановой деятельности социальный работник должен быть готов выступать в разных качествах, таких как: полевой работник, адвокат, корректировщик поведения, помогающий, консультант, администратор, оценщик. Хотя этот перечень далеко не полон, он дает некоторые представления о разнообразии ролей социального работника и широком поле его деятельности.
Назад | Содержание | Вперед |