2.7. Система органов государственной власти в России
Государство невозможно без системы государственных органов, которые служат тем механизмом, с помощью которого государство претворяет свои веления в жизнь. Для различных форм государств характерна своя собственная система государственных органов, отражающая цели и задачи государства. Поэтому особенность строения системы государственных органов обусловлена формой государства.
Для России характерно следующее.
Согласно ст. 3 Конституции РФ носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ - народ.
Народ в России осуществляет всю полноту своей власти через систему государственных органов, делегируя таким образом свою власть. Например, законодательные органы и глава исполнительной власти напрямую избираются народом, исполнительные органы формируются при участии законодательных органов главами исполнительных органов государственной власти. Так, народ избирает Государственную Думу РФ и Президента РФ, которые формируют Правительство РФ. Должностные лица судебных органов также назначаются выборными органами (Парламентом или Президентом).
Государственный орган - это гражданин или коллектив граждан, наделенные государственно-властными полномочиями, действующие от имени государства с целью выполнения задач и функций государства в установленных государством порядке.
Признаки государственных органов:
1. Государственно-властные полномочия.
2. Государственные органы образуются в установленном государством порядке (например, правовой основой избрания Президента РФ является ст. 81 Конституции РФ и федеральные законы).
3. Выполняют задачи и функции государства (например, Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров - ст. 127 Конституции РФ).
4. Действуют в установленном государством порядке (например, деятельность Правительства РФ регламентирована Федеральным Конституционным законом - ст. 114 Конституции РФ).
5. Действуют от имени государства (например, приговор суда всегда выносится именем Российской Федерации).
Все государственные органы образуют единую государственную систему. На основании ст. 11 Конституции РФ система государственных органов в Российской Федерации состоит из федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации.
Единство системы органов государственной власти обусловлено государственной целостностью и строится на единых принципах формирования системы государственных органов:
1. Разделение властей на три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
2. Разграничение предметов ведения и полномочий.
3. Взаимосвязь и взаимодействие, что означает соподчиненность, единство задач и функций.
Наиболее важным для формирования правового государства является принцип разделения властей.
Принцип разделения властей заключается в подразделении всех государственных органов на три вида: законодательные, исполнительные и судебные с четким разграничением их полномочий с одновременной системой «сдержек и противовесов», которая заключается в возможности взаимного контроля. Конституция РФ в отдельный вид государственных органов выделяет органы прокуратуры как государственный орган, надзирающий за законностью. Иногда в литературе также отдельно выделяют правоохранительные органы, к числу которых относят как прокуратуру и суд, так и все другие органы, занимающиеся правоприменительной и правоохранительной деятельностью: органы милиции, адвокатура, нотариат, служба судебных приставов.
В целом система органов государственной власти в России выглядит следующим образом:
1. Президент РФ - глава государства.
2. Органы законодательной власти (представительные органы) - Федеральное Собрание (Парламент) РФ; народные собрания (Советы депутатов, Законодательные собрания) республик, краев, областей и других субъектов Федерации.
3. Органы исполнительной власти - Правительство РФ; министерства, ведомства, правительства республик в составе Федерации, администрации краев, областей и других субъектов Федерации.
4. Органы судебной власти - Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ; Верховные, Конституционные, Арбитражные Суды республик, других субъектов Федерации. Все суды образуют единую судебную систему.
5. Органы прокуратуры (ст. 129 Конституции РФ) - особая группа государственных органов, осуществляющих надзор за законностью. Функциями прокуратуры являются:
- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- надзор за органами дознания и предварительного следствия;
- поддержание государственного обвинения в суде;
- надзор за органами, исполняющими наказание;
- надзор за законностью в воинских формированиях.
6. Правоохранительные органы.
Рассмотрим подробнее высшие органы государственной власти.
К числу высших органов государственной власти относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, высшие судебные органы.
Основы конституционного статуса Президента РФ определяются главой 4 Конституции РФ. В частности, согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ - глава государства, занимающий особое место в системе органов государственной власти. Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти, но и не стоит над ними. Президент РФ призван обеспечить единство и взаимодействие всех трех ветвей власти в Российской Федерации.
Иногда Президента называют главой исполнительной власти, это связано в первую очередь с тем, что Президент формирует состав Правительства как высшего органа исполнительной власти, имеет возможность непосредственно участвовать в его работе, координируя его деятельность.
Функции Президента РФ:
1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
2) Президент РФ призван охранять суверенитет РФ, ее независимость и государственную целостность;
3) обеспечивать согласованную деятельность всех органов государственной власти (то есть всех трех ветвей власти);
4) формировать внешнюю и внутреннюю политику государства;
5) представлять Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
В компетенцию Президента РФ входит:
1) в исполнительной ветви власти - формирование федеральных исполнительных органов государственной власти и участие в их деятельности;
2) в законодательной ветви власти - назначение выборов в Государственную Думу РФ, роспуск Государственной Думы РФ, назначение референдума, внесение законопроектов в Государственную Думу РФ, подписание федеральных законов, издание Указов и распоряжений, право законодательного вето;
3) в судебной ветви власти - назначение своего полномочного представителя в Конституционном Суде РФ;
4) Президент РФ является Верховным Главнокомандующим РФ;
5) Президент РФ назначает своих полномочных представителей в регионах.
Выборы Президента РФ проводятся на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом в выборах должно участвовать не менее двух кандидатов не моложе 35 лет.
Гарантиями законности президентской власти (средствами, препятствующими превращению Президента в авторитарного правителя) являются:
1) ограниченный срок избрания Президента - 4 года;
2) невозможность занимать пост Президента более двух сроков подряд;
3) возможность признания несоответствующими Конституции РФ Указов Президента РФ Конституционным Судом РФ;
4) возможность импичмента Президента РФ (выражение недоверия) Федеральным Собранием РФ.
Основы конституционного статуса Федерального Собрания РФ определены в главе 5 Конституции РФ.
Согласно ст. 94 Конституции РФ, Федеральное Собрание РФ (Парламент РФ) - высший представительный и законодательный орган.
Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).
Государственная Дума состоит из депутатов, представляющих народ Российской Федерации. Государственная Дума формируется путем выборов по пропорциональной системе.
Совет Федерации состоит из представителей субъектов Федерации, по два представителя от каждого субъекта Федерации: один - от органа законодательной, второй - от органа исполнительной власти субъекта Федерации.
Основы конституционного статуса Правительства РФ определены в главе 6 Конституции РФ.
Согласно ст. 110 Конституции РФ Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти.
Структура Правительства РФ: 1) Председатель Правительства; 2) Заместители Председателя Правительства; 3) Федеральные министры (главы министерств).
Порядок формирования Правительства РФ: Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы РФ. Заместители Председателя Правительства и министры назначаются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Срок полномочий Правительства РФ равен сроку полномочий Президента РФ. Отставка Президента РФ означает одновременную отставку Правительства. Правительство РФ может подать в отставку до окончания срока полномочий Президента РФ. Президент РФ также самостоятельно может принять решение об отставке Правительства РФ. Государственная Дума РФ вправе выразить недоверие Правительству. В этом случае Президент РФ решает вопрос об отставке Правительства РФ.
Члены Правительства не вправе занимать выборные должности, заниматься предпринимательской деятельностью, другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской, творческой.
Сферы деятельности Правительства РФ затрагивают все области общественной и государственной жизни. К их числу относятся: 1) экономика; 2) бюджет и финансы; 3) наука, культура, образование; 4) природопользование и охрана окружающей среды; 5) обеспечение законности и охрана правопорядка; 6) оборона и государственная безопасность; 7) внешняя политика; 8) нормотворческая деятельность в пределах своей компетенции, а также право законодательной инициативы; 9) формирование министерств, ведомств.
Назад | Содержание | Вперед |