Б) Происхождение государства

  По вопросу о происхождении государства обществоведы выдвигают ряд теоретических версий. По одной из них, государство возникло естественным путем в результате общественного разделения труда и обособления особой группы людей, специализирующихся на управлении обществом. По второй, оно явилось плодом «победы» одних групп людей над другими и того, что «победившие» создали государство для обеспечения своего политического господства. По третьей, государство образовалось в соответствии с божьим установлением. Четвертая версия видит зарождение первых государственных органов в тех особых группах людей, которые контролировали в первобытных социумах соблюдение запрета на инцест, поскольку он угрожал вырождением данному роду или племени. И так далее.
  Некоторые из теоретических версий о происхождении государства:
  Государство возникло в результате:
  - общественного разделения труда;
  - "победы" одних групп над другими;
  - божьего установления;
  - необходимости остановить инцест;
  - общественного договора.
  Заметной популярностью у социологов и политологов разных веков пользуется концепция общественного договора. Предельно упрощая, ее суть можно свести к следующему. В досоциальных, естественно-природных условиях разрозненно жившие индивиды были свободны и равны между собой. В суровой борьбе за выживание они тысячелетиями неизбежно вступали в изнурительную войну «всех против всех», пока, наконец, не осознали, что разумнее договориться друг с другом, взаимно ограничив безбрежные права каждого соблюдением определенных правил и норм. Это гарантирует всеобщий мир и индивидуальную безопасность Так люди объединились в общество и начали постепенно создавать и отлаживать властные органы социального управления и контроля - государство.
  Как бы то ни было, появление государства в истории человечества — закономерный результат стремлений людей жить в цивилизованном, благоустроенном обществе. Только государство, если оно служит обществу, способно эффективно регулировать социальные отношения и обеспечивать всем гражданам такие фундаментальные блага, как мир, безопасность, собственность, равноправие, свобода. Однако не стоит слишком полагаться на государство, ибо история знает немало примеров, когда из слуги народа оно превращалось в его хозяина.

Назад Содержание Вперед