6.1. Образование и воспитание - две стороны одного процесса
Педагогика - одна из древнейших отраслей знания, связанная с передачей опыта, накопленного человечеством, с подготовкой новых поколений к жизни. Это наука о законах воспитания и образования детей и взрослых. Педагогические аспекты можно выделить в любой деятельности, где предполагается общение, взаимодействие между людьми (учитель, наставник - воспитанник, ученик, руководитель - подчиненный, родители - дети и т.д.).
Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно-значимого исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие, обеспечивающее формирование личности, ее подготовку к общественной жизни и труду.
Образование - целенаправленный процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
Обучение - это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности.
На практике они реализуются совместно, хотя по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности различны. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение и преследует цель развития морали, мотивации, характера личности, формирования черт личности. Обучение, образование реализуется через различные виды предметной теоретической и практической деятельности, оно ориентировано на интеллектуальное и физическое развитие личности.
Как наука о воспитании педагогика имеет в своем арсенале четыре парадигмы, согласно которым осуществляется воспитательный процесс: педагогическую, андрологическую, акмеологическую и коммуникативную.
Концепция педагогической парадигмы состоит в том, чтобы воспитать человека с использованием внешней системы принуждения (принцип «кнута и пряника»). Педагогическая парадигма исходит из того, что нет необходимости глубоко учитывать индивидуальные особенности воспиту- емых, возможен формальный шаблонный подход, закрепленный соответствующими нормативными документами.
Согласно андрологической парадигме, воспитуемый осознает процесс воспитания, ставит себе цели и достигает их. Воспитателю отводится роль помощника, который поддерживает, направляет человека на жизненном пути, когда воспитатель и воспитуемый в более-менее равном положение.
Согласно акмеологической парадигме, в процессе воспитания человеку следует предоставить максимальную помощь в раскрытии его индивидуальности, реализации потенциальных возможностей, помощь взойти на собственную вершину (с греч. acme - вершина). Такой подход имеет ярко выраженную творческую направленность и в отношении к человеку проявляется максимальная индивидуальность.
Концепция коммуникативной парадигмы предусматривает общение и взаимное совершенствование группы людей из одной предметной области, примерно одинаковых по уровню развития. В процессе взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, совершенствование людей.
Развитие системы обучения состоит в членении сложных видов деятельности на простые и обучении вначале простым видам деятельности. Такое развитие предполагает анализ сложной деятельности, выделение ее элементов.
Задача состоит в выделении из сложных профессиональных видов деятельности простых элементарных с целью последующей конструкции из таких простых деятельностей необходимых сложных.
Таким образом, первый принцип педагогической рефлексии состоит в выделении элементарных деятельностей и их трансляции. Но этого часто недостаточно, поскольку невозможно до конца разложить деятельность на простые элементы, в деятельности оказываются более сложные связи и отношения. Поэтому появляется второй принцип, состоящий в проектировании и трансляции знаковых средств, позволяющих построить (спроектировать) сложную деятельность из основных элементов. Эти знаковые средства являются средствами описания и проектирования деятельности.
С другой, процессуально-технологической, стороны, учебный процесс, система учебной деятельности описывается как последовательность ситуаций обучения. Эти ситуации строятся таким образом, что предыдущие ситуации задают средства, материал и т.п. для последующих. То есть, система обучения строится как цепь технологического процесса, через который пропускается человек (с определенными начальными свойствами) и в конце выходит совершенно преобразованным, усвоив совокупность необходимых обществу социокультурных способностей. Таким образом, система обучения может быть описана как система, которая развивается от ситуации обучения сложным деятельностям через рефлексивное расчленение деятельности к обучению вначале простым деятельностям, и затем из простых - построению сложных, удовлетворяющих условиям заданной задачи деятельности.
Учение складывается из определенных действий, зависящих от того, какую функцию выполняет обучающийся в педагогической ситуации. Это могут быть следующие функции:
1) пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;
2) активного самостоятельного поиска и использования информации;
3) организуемого извне направленного поиска и использования информации.
В первом случае обучающийся рассматривается как объект формирующих воздействий педагога. Тогда в основе научения лежит преподавание ему готовой информации, готовых знаний и умений на основе методов: сообщение, разъяснение, показ (объяснительно-иллюстративный метод) и требование к определенным учебным действиям обучаемого.
Учение складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, репродуктивное воспроизведение, тренировка и упражнение по готовым образцам и правилам.
Во втором случае обучающийся рассматривается как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей. Это вид естественного самонаучения, когда учение складывается из таких действий обучаемого, как выбор вопросов и задач, поиск информации, осмысливание, творческая деятельность, отвечающая его потребностям и интересам.
В третьем случае педагог организует внешние источники поведения (требования, ожидания, возможности) так, что они формируют необходимые интересы обучаемого, а уже на основе этих интересов он осуществляет активный отбор и использование необходимой информации. Здесь обучение выступает как руководство направляемой познавательной активностью на основе педагогических методов: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование.
Учение складывается из таких действий обучаемого, как решение поставленных задач и оценка результатов, пробы и ошибки, экспериментирование, выбор и применение понятий.
Методы обучения включают в себя приемы передачи знаний, формирование у обучающегося умений и навыков. Методы же воспитания касаются передачи социальных ценностей и социальных установок, чувств, норм и правил поведения. В числе основных - убеждение, положительный пример, упражнения.
Поскольку знания, эмоции, поступки человека взаимосвязаны, через любые из них можно оказать влияние на личность в целом. Поэтому воспитание и образование - две стороны одного педагогического процесса. В одном человеке могут сосуществовать совершенно различные деятельности, типы мышления, причем они могут совершенно не пересекаться и не знать друг о друге, но важно, что все это существует в одном человеке. А если это так, то должен быть уровень, на котором это все осмыслено как некоторое тождество, некоторая психологическая самоотверженность субъекта, изнутри которой и осмыслено данное многообразие предметностей. И таким уровнем психической жизни может быть только активность и структурность сознания. И если бы таких оснований сознания не было, то возникал бы систематический внутренний разрыв, расщепление личности.Развитие, поскольку это развитие сознания, может осуществляться только изнутри самого сознания. Можно вслед за Г.В.Ф. Гегелем выделить три функциональные состояния развития:
1) состояние «в себе бытие» или состояние тождества с собой;
2) состояние «инобытия», выхождения за пределы себя, во внешний социальный мир, где человек в зависимости от своего положения подчиняется закономерностям мира, различает себя через положение своего инобытия, и наконец,
3) состояние «для-себя-бытия» как вхождения в себя из состояния инобытия с новым накопленным опытом.
На этом цикл развития завершается. По отношению сознания инобытие является актом объективизации сознания, рационализации его.
Назад | Содержание | Вперед |