3.1.2. Бессознательное как основа человеческого существования по З. Фрейду
Психоаналитическое учение З. Фрейда - это учение о бессознательном. Будучи молодым венским студентом медиком в начале 1880 Фрейд интенсивно интересовался работой мозга. Он начал направлять свое внимание на лечение истерии, таинственного расстройства, в котором физические симптомы, такие как слепота, боли, или паралич развиваются без какой-либо очевидной органической причины. Фрейд лечил больных истерией, сначала, используя гипноз, а позже техникой, которую он разработал называемую метод свободных ассоциаций. В методе свободных ассоциаций, пациент должен был говорить все, что приходит ему в голову и свободно переходить от одной ассоциации к другой, даже если порядок не кажется логичным или рациональным. К удивлению Фрейда, его пациенты постоянно говорили и повторно переживали болезненный и давно - "забытый" сексуальный детский опыт и желания. После повторного проживания этого опыта, симптомы пациентов часто демонстрировали значительное улучшение. Даже, несмотря на то, что Фрейд был продуктом Викторианской культуры, которая относилась к сексуальности как к запретной теме, он сразу же поверил в рассказы его клиентов о сексуальных злоупотреблениях. Позже он пришел к выводу, что, по всей вероятности, большинство этих детских сексуальных опытов на самом деле никогда не происходили, потому что слишком много его больных истерией говорили о них. (Теперь этот вывод - тема для споров в психоаналитических кругах, данные недавних отчетов исследователей сообщают о значительно большем количестве случаев сексуального злоупотребления с детьми, чем было принято считать.) Теперь Фрейд стоял перед проблемой объяснения, как "повторное переживание" событий, которые никогда на самом деле не происходили, могло убирать симптомы истерии. Он пришел к убеждению, что его пациенты подталкивались к созданию этих фантазий под влиянием непреодолимых и не удовлетворенных сексуальных побуждений.
Фрейд также наблюдал, что сексуальный материал часто появлялся в снах и в оговорках (так называемые "Фрейдистские оговорки"). Эти наблюдения, плюс период интенсивного самоанализа, привел Фрейда к предположению, что на многие аспекты человеческого поведения влияют силы, которые мы не осознаем. Он утверждал, что у нас есть врожденные сексуальные и агрессивные побуждения или инстинкты.
Назад | Содержание | Вперед |