6.2. Лекция - главное звено дидактического цикла обучения

  Термин «лекция» происходи от латинского «lection» - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века.
  В литературе термин «лекция» трактуется как систематическое, последовательное, монологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера [5]; органическое единство метода и формы обучения [7], [8]; устное изложение материала по определенной тематике [6]; главное звено дидактического цикла обучения [9]; систематическое, последовательное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета, методов науки [10] и др. Мы в своей работе будем придерживаться определения термина «лекция», приведенного в работе [5]. Оно, на наш взгляд, наиболее полно отражает семантику этого понятия.
  Лекция является одной из основных организационных форм педагогического процесса в высшей школе. На ее основе формируются курсы по многим учебным дисциплинам или циклу дисциплин учебного плана.
  Цель лекции - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами СУИ. Лекция выполняет следующие функции: познавательная, развивающая и организационная.
  К преимуществам лекции относят: творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоционально-интеллектуальное взаимодействие; экономный способ получения в общем виде основ знаний; активизация мыследеятельности студентов при условии, если лекция хорошо понята и внимательно прослушана.
  Задача лектора состоит в развитии активного внимания студентов, вызывании движения их мысли вслед за мыслью лектора.
  К лекции предъявляются следующие требования:
  - нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность, доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления студентов, постановка вопросов для размышления;
  - четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;
  - целостное раскрытие темы или какого-либо крупного или важного раздела курса;
  - использование педагогов во время лекции разнообразных методических приемов и методов;
  - методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;
  - изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;
  - использование по возможности современных средств представления содержательной учебной информации.
  Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.
  Лекция предваряется четкой формулировкой темы, ее основных учебных задач и плана (введение, основная часть, заключение). Большой эффект дает определение в начале лекции проблемы, требующей решения, показ ее значения для науки, техники и практики, объяснение явлений общественной жизни.
  Лекции, используемые в педагогическом процессе высшей школе, показаны на рис. 14. Их дидактические элементы и подструктуры показаны на рис. 15 и 16.
  Вузовская лекция обычно называется информационной.

Рис. 14. Виды лекций

Рис. 15. Структурные элементы лекции

Рис. 16. Компоненты лекции

  Методика подготовки лекции
  Подготовка лекции осуществляется по взаимосвязанным и взаимообусловленным этапам. Рассмотрим кратко их содержание.
  1. Определение основной цели лекции, ее главной идеи. Она задается требованиями рабочей учебной программы, местом лекции в изучаемом курсе и самим названием.
  2. Уточнение объема СУИ, входящей в содержание лекции. Для определения количества СУИ необходимо прочитать вслух подготовленный текст лекции, заметив время, а затем увеличить это время примерно на 20-30%.
  3. Детальная проработка структуры лекции способствует уточнению содержания, его лучшему подчинению главной цели и выполнению основных требований.
  4. Написание текста лекции. Текст лекции должен вести, направлять изложение СУИ.
  5. Специальная подготовка средств наглядности и решение других организационных и методических вопросов. Практика показывает, что 5-7 обращений лектора к использованию средств изобразительной наглядности бывает вполне достаточно.
  6. Непосредственный психологический настрой педагога на чтение лекции.
  Методика чтения лекции
  Во введении к числу основных действий педагога относятся:
  1. Объявление темы и плана лекции, указание основной и дополнительной литературы.
  2. Разъяснение целей занятия и способов их достижения.
  3. Обозначение места лекции в рабочей учебной программе и ее связь с другими дисциплинами.
  4. Создание рабочей обстановки в аудитории. Возбуждает у студентов интерес к изучаемой теме.
  В основной части лекции:
  1. Установление контакта с аудиторией.
  2. Убежденное и эмоциональное изложение СУИ.
  3. Установление четких временных рамок на изложение СУИ по намеченному плану. Тема лекции, как правило, расчленяется на основные вопросы. Заканчивая рассмотрение одного вопроса, педагог делает краткие выводы (или предлагает это сделать студентам) и называет следующий вопрос. Четкое деление лекции на основные вопросы облегчает ее слушание, запись и усвоение.
  4. Использование СУИ лекции как опорной для лучшего усвоения изучаемой дисциплины.
  5. Контролирование грамотности своей речи (словообразование, ударение ит.д.) и поведением.
  6. Наблюдение за аудиторией и поддержание с ней постоянного контакта на протяжении всей лекции.
  В заключительной части лекции:
  1. Подвести итоги сказанного в основной части и сделать общие выводы по теме.
  2. Ответить на вопросы студентов.
  3. Напомнить студентам о методических указаниях по организации самостоятельной работы.
  4. Объявить в аудитории очередную тему занятий и предложить присутствующим ознакомиться с ее основным содержанием.
  5. Поблагодарить студентов за совместную работу на лекции.
  Основной результат работы студента на лекции - конспект. Правила его ведения должны быть объяснены педагогом на вводной лекции.
  Оценка качества лекции
  При посещении и обсуждении лекции педагога коллегами возникает необходимость оценить ее качество. Для этого можно использовать узловые критерии оценки качества, к которым относятся: содержание лекции, методика чтения лекции, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции.

Назад Содержание Вперед