§ 2.3.4. Сексуальная эксклюзивность и ревность в браке

  Когда люди вступают в брак, их спрашивают, будут ли они хранить верность друг другу и в горе и в радости, богатстве и бедности. Этот вопрос отражает нормативные ожидания в отношении брака: сексуальную эксклюзивность или моногамию. Легальные и религиозные нормы требуют от супругов, чтобы они имели сексуальные отношения только друг с другом. Часто эти ожидания не удовлетворяются на практике. Фактически, внебрачные отношения очень широко распространены, но исследования показывают, что социальное непринятие этого явления остается очень сильным. Когда один из партнеров вступает во внебрачные отношения, другой очень переживает, и часто это бывает ревность. Но ревность может также вспыхнуть, даже если супруг хранит верность, так как ревность может быть и необоснованной.
  Ревность и сексуальная «собственность». Кингсли Дэвис - один из первых, кто рассмотрел ревность с точки зрения социологии. Он предположил, что супружеские взаимоотношения могут рассматриваться как имущественные отношения. Таким образом, он определил сексуальную ревность как реакцию "страха или ярости на угрозу присвоения чьей-либо собственности или того, что этот ревнивец желал бы иметь". Согласно Дэвису, анализ конфликта должен брать в расчет позиции владельца, объекта, общества, соперника или правонарушителя. С этой точки зрения ревность не является пресловутым "любовным треугольником", а скорее это - четырехугольник. Люди часто забывают, что общество имеет нормы и ожидания в отношении ревнивого поведения, какие формы оно должно принимать в межличностных отношениях. Иногда сексуальная ревность рассматривается обществом как берущая начало в легитимной борьбе за имущество, а иногда как берущая начало в незаконном соперничестве. Например, борьба с соперником за привязанность какой-нибудь незамужней особы считается приемлемой в нашем обществе, так как эта особа свободна. Однако сексуальная ревность в браке является реакцией на угрозу незаконной потери имущества со стороны "правонарушителя" (кто-то, кто хочет взять чужое без разрешения). Супруг рассматривается в качестве имущества, которое другой супруг выиграл в результате соревновательного процесса выбора партнеров. Любые попытки вмешаться в эти отношения рассматриваются как неуместные, а, следовательно, являющиеся соответствующим основанием для ревности.
  Динамика ревности та же самая, что и в случае, когда человек противоборствует и конфликтует с законным соперником и правонарушителем. В любом случае ревность развивается, когда один думает, что имеет место противоборство. Это противостояние рассматривается как ограничивающее награды и увеличивающее убытки от данных взаимоотношений. Это противостояние влияет на анализ альтернатив этим взаимоотношениям одного из супругов, а возможно, и обоих.
  Характеристика супружеской сексуальной ревности. Сексуальная ревность в браке появляется, когда человек уже владеет желанным имуществом-супругой и чувствует вероятность ее потери и ценных ресурсов, которыми обладает это имущество. Частично угроза правонарушителя складывается из-за того, что другой супруг теперь имеет свободный доступ к тем ресурсам, которые раньше обеспечивались только ревностным супругом. Иначе говоря, ревность берет истоки как от ощущения исключенности ("третий лишний"), так и от страха потери.
  Следовательно, сексуальная ревность касается двух угроз: угроза иметь меньший доступ к ресурсам супруга; угроза переоценки ресурсов ревнивого супруга в сторону обесценивания.
  Обратите внимание на важное слово "воспринимаемый". Ревность - это эмоция, и, в общем-то, не имеет значения, обоснована ли она или нет, так как эта эмоция управляется восприятием ревнивца своего правонарушителя. Независимо от позитивных или негативных общественных санкций, ревность все же зависит от того, оценивает ил общество угрозу как реальную или нет.
  Ранние дискуссии о ревности обычно фокусировались на мужской ревности; так как жена традиционно определялась как собственность мужа, само собой подразумевалось, что он имеет право быть ревнивым при возникновении угрозы со стороны соперника. Бернард (1977) считает, что, так как исключительное право на женщину было предоставлено лишь мужчинам, то не было необходимости в том, чтобы искусственно насаждать проблему женской ревности, что может лишь активизировать ее. Другая интерпретация состоит в том, что женщины переживали чувство ревности, но были бессильны, чтобы выразить ее. В традиционных браках у жены гораздо больше "прав" на ревность. Обычно гораздо больше угроз ее собственности, как материальной, так и нематериальной, так как она гораздо больше зависит от мужа, чем он от нее. Следовательно, у нее больше поводов бояться потери ресурсов.
  Снижается ли степень сексуальной ревности? Новая форма супружеских взаимоотношений имеет соответствующее влияние на моногамию. По мере того, как супруги начинают обсуждать свои отношения, а не следовать традиционным нормам, различные ожидания и даже нормы сексуальной эксклюзивности появляются среди некоторых пар. Бернард (1977) считает, что ревность в нашем обществе снижается, так как нормы сексуальной эксклюзивности уже не столь сильны, как в прошлом. Однако с такой степенью вероятности можно сказать, что ревность не ослабляется, но по мере переопределения норм принимает иные формы. Так как этот вопрос остается открытым, опыт "свингеров" не поддерживает мнение о том, что степень ревности ослабляется. Дело в том, что многие свингеры отказались от этой практики очень быстро из-за проблем, с которыми сталкивался один или оба супруга при преодолении своих ощущений ревности.
  Внебрачные связи - сексуальные отношения с кем-либо помимо супруга/и, отношения с которыми не были предварительно обговорены между супругами. Иногда во внебрачной связи человек может быть более сексуально не удовлетворен своим внебрачным партнером, чем супругом. Так почему же, если секс вне брака менее приятен, так много людей продолжают вступать во внебрачные связи.
  Исследования, проведенные Кинзи в 1940-е гг., выявили, что около 50% мужчин и 26% женщин до 40 лет включительно имели опыт внебрачного секса. Данные, собранные в 70-е годы, показали небольшое увеличение внебрачной сексуальной активности среди мужчин, зато значительное усиление сексуальных внебрачной активности среди молодых женщин и среди работающих женщин (Хант, 1974; Левин и Левин, 1975). Согласно Левину и Левину, 1/4 замужних женщин 20-25 лет сообщили, что имели внебрачный коитус; в возрастной группе 35-40 лет - 38%, для работающих женщин этой возрастной группы - 48%. Эти данные позволяют нам предположить, что процент замужних женщин, которые работают вне дома, и были вовлечены хоть раз в своей жизни во внебрачный секс, приравнивается к проценту мужчин, имевших этот опыт. Несомненно, что эта тенденция к половому равенству и увеличение численности работающих женщин - факторы, которые влияют на эти явления. Работающие женщины имеют больше возможностей развить близкие отношения с другими мужчинами, кроме мужей, а эти близкие отношения могут иногда включать сексуальные отношения.
  Мотивация и первый опыт внебрачного секса. Исследования обнаружили некоторые факты, которые могут быть полезными при объяснении внебрачных отношений. Кубер(1969) исследовал группу из 437 пар среднего класса и выявил три основные причины, объясняющие, почему некоторые вступают во внебрачные отношения:
  1. компенсировать проблемы своего брака;
  2. удовлетворить свои потребности в близости во время периода разделения или разлуки, так как муж, например на войне или слишком занят карьерой;
  3. насладиться сексуальной свободой на равных правах с другим супругом.
  Результаты исследования 1975 г. внебрачного и безбрачного секса подтвердили причины, предположенные Кубером. Это исследование выявило, что многие женщины, у которых был опыт внебрачного секса, были более недовольны своим браком или своей сексуальной жизнью, по сравнению с теми, у которых подобного опыта не было. А большинство из тех, чей брак неуспешен и кто никогда не вступал во внебрачный секс, проявили сильное желание попробовать, чтобы узнать, что это такое. А около 1/2 женщин, у которых был этот опыт внебрачного секса, заявили, что их брак очень удачен, а супружеский секс - хороший или очень хороший (Левин и Левин, 1975).
  Что касается второй причины, заявленной Кубером, то недавнее исследование обнаружило, что само по себе географическое разделение супругов не обязательно вызывает внебрачный секс. Джерсилд (1979) проинтервьюировал супругов, которые по различным причинам часто из-за своей карьеры живут раздельно. Это исследование показало, что если супруги не имели в прошлом внебрачного секса, то и при необходимости раздельного проживания этой потребности у них не появлялось. Вероятно, что в этих супружеских парах супружеский секс настолько исключителен и важен, что географическое разделение супругов на это не влияет.
  Каким образом люди в первый раз приобретают этот опыт? Эдвардс (1973) предложил теорию о том, как благоприятные возможности ведут к вовлечению во внебрачный секс. Частые контакты и достижение высокой степени вовлеченности в отношения с лицом противоположного пола - например, на работе, - могут привести к тому, что эта личность будет рассматриваться как альтернатива супругу. Чем более привлекательной кажется эта альтернатива, тем с большей вероятностью человек будет чувствовать свою неудовлетворенность настоящим браком. Комбинация привлекательных альтернатив, благоприятных возможностей и неудовлетворенности своим браком увеличивает шансы на то, что внебрачные сексуальные отношения будут развиваться.
  Атватер (1979) проинтервьюировал 40 женщин в отношении их внебрачных связей и обнаружил, что процесс первоначального вовлечения во внебрачные отношения осуществляется постадийно:
  1 этап: осознание благоприятного случая. Обычно инициатором выступает мужчина, но на женщину так же влияют разговоры с друзьями, уже имевшими этот опыт.
  2 этап: серьезные размышления по поводу вступления во внебрачные отношения, все преимущества и возможные последствия этого поступка. Эта стадия может длиться от нескольких недель до нескольких лет.
  И самое главное, что обнаружил Атватер, это факт, что на все это ситуация влияет больше, чем личностные характеристики.
  Факторы, влияющие на внебрачную вседозволенность. Недавнее исследование определило, что у людей, которые склонны к внебрачным отношениям, есть вполне идентифицируемые личностные характеристики. Рейс, Андерсон и Слонаугл (1980) попытались разработать модель на основе серии научно обоснованных исследований, чтобы понять какие личностные характеристики могут быть связаны с сексуальной внебрачной вседозволенностью. Они сделали вывод, что есть два основных источника влияния на внебрачную вседозволенность: 1) качество супружеских отношений; 2) общая сексуальная дозволенность. Другие переменные, с их точки зрения, могут влиять иногда на внебрачный секс - иногда даже непосредственно - но, по сравнению с этими двумя, они относительно менее важны.
  Качество супружеских отношений. Люди, которые несчастливы в браке, более склонны к вступлению во внебрачные отношения, чем те, кто счастлив в браке. Однако, есть данные, что многие люди, чей брак неуспешен, никогда не имели опыта внебрачных отношений, и наоборот, те, кто счастлив в браке, имеют. Джонсон (1970) обнаружил более сильную корреляцию между неудовлетворенностью браком и внебрачными отношениями у мужчин, чем у женщин. Мужчины, которые недовольны своим браком, более склонны искать внебрачных отношений, чем женщины, чей брак неуспешен.
  Бел, Тернер и Розеи (1975) на основе данных, полученных при опросе 2000 замужних женщин, обнаружили, что из недовольных своим браком женщин 55% сообщили о некотором числе внебрачных связей, а из довольных браком - 20% сообщили о таком же числе внебрачных связей. Важным фактором для женщин, предположительно, было то, какие у них взгляды в отношении секса, либеральные или консервативные, а так же, как они чувствовали себя в браке. Те, чей брак был неуспешен и которые имели либеральные установки в отношении куннилингуса, мастурбации, фелляции и анального секса, были более склонны иметь внебрачные связи, чем те, кто был несчастен в браке, но сексуально консервативен. Счастливое замужество не всегда является барьером для внебрачных отношений для женщин, если их сексуальные установки либеральны, однако, консервативные сексуальные установки - серьезный барьер для внебрачного секса для женщин, чей брак неуспешен.
  Итак, Рейс, Андерсон и Слонаугл (1980) обнаружили высокую корреляцию между установками, позволяющими сексуальную свободу, и внебрачной активностью. Позитивное отношение к добрачной и внебрачной вседозволенности, позитивное отношение к гендерному равенству, умеренно-низкая идентификация с какой-либо религией - сильные индикаторы предпочтений личности в отношении внебрачного секса.
  Гендерное равенство. Рейс, Андерсон и Слонаугл (1980) обнаружили, что гендерное равенство - важный индикатор отношения к внебрачной сексуальной активности. Гендерное равенство в данном случае касается установок в отношении разделения ролей по полу. Позитивная установка в отношении гендерного равенства может проявиться соглашением с тем, что работающая мать может иметь такие же близкие отношения со своими детьми, что и неработающая, и несогласием с тем, что место женщины - дом.
  Соответственно, позитивное отношение к половому равенству сопровождается менее консервативным отношением к внебрачной активности. Исследователи убеждены, что это отражается в увеличении числа разводов у средних и высших классов - социальные классы, которые являются центром по поддержке концепции полового равенства. Они объясняют, что большая роль неопределенности, обусловленной половым равенством, позитивно коррелирует с увеличением численности несчастливых браков и, следовательно, с сексуальной внебрачной активностью.
  Пол. Как уже было отмечено ранее, в сексуальных внебрачных отношениях в большей степени вовлечены мужчины, чем женщины. Однако, Рейс, Андерсон и Слонаугл (1980) сообщили, что тогда как процент мужчин, вовлеченных во внебрачные сексуальные отношения, не увеличился, процент женщин растет. Этот рост может быть результатом все более распространяющегося полового равенства. И хотя разница между полами все больше и больше сглаживается, половые различия все еще превалируют.
  Сексуальная удовлетворенность в браке. Если сексуальную удовлетворенность рассматривать отдельно от общей удовлетворенности супружеством, то она, вероятно, имеет большое значение для внебрачного поведения. Эдвардс и Бус (1976) и Джонсон (1970), например, определили, что и женщины и мужчины, которые не удовлетворены частотой сексуальных отношений в браке, менее склонны искать сексуального удовлетворения за пределами брака. Однако, сексуальная и супружеская удовлетворенность взаимосвязаны. Супружеские конфликты могут снизить частоту сексуальных отношений, что вносит в отношения серьезное напряжение, которое еще сильнее снижает частоту сексуальных отношений, и увеличивает возможность того, что партнеры будут искать сексуальные отношения вне брака.
  Влияние на брак. Согласно ряду исследований, имеется сильная корреляция между внебрачной активностью и разводами. Но трудно определить, являются ли внебрачные отношения результатом разрушения брака, или брак разрушается из-за внебрачных отношений.
  Насколько важна сексуальная эксклюзивность? Кросскультурные исследования показывают, что сексуальные обычаи принимаются обществом лишь в той степени, в какой они поддерживают семью и брак как институты. Как видно наше общество продолжает относиться к внебрачным отношениям как к угрозе этим институтам. Однако, Либби и Вайт Херст (1973) считают, что очень нереалистично было бы ожидать, что при вступлении в брак, человек "исключит всех остальных". Эти социологи убеждены, что привлекательность других за пределами брака должна быть реалистично проанализирована супругами, чтобы они сами для себя поняли, какую степень вовлеченности, если она есть, может перенести их союз, и при каких условиях это позволено. Настаивая на том, что два супруга не могут полностью удовлетворить все потребности друг друга, Либби и Вайтхерст защищают более гибкое отношение к браку и к сексуальным отношениям в браке. Возможно, в будущем внебрачный секс будут рассматривать как фактор, улучшающий супружеские отношения, или, по крайней мере, не портящий их. Если это случится, то внебрачные отношения станут более приемлемыми, чем сегодня. Сегодня, однако, большинство пар по-прежнему убеждены, что есть непреодолимая необходимость в эксклюзивных сексуальных отношениях в браке, и что эта норма останется глубоко укоренившейся в культуре западных государств. Стабильность, предлагаемая моногамными отношениями; свобода от ревности, которую эта стабильность гарантирует, внимание, которое уделяется браку - серьезные блага, от которых нельзя с легкостью отказаться.

Назад Содержание Вперед