3.2. Свидетельства Нового Завета о троичности лиц в Боге

  Свидетельства Нового Завета о троичности лиц в Боге можно разделить на два класса: в одних из них указывается действительность троичности Божией и личность всех трех лиц Божества вместе, в других — личность того или иного Божественного лица в частности.
  I. К первой части относится, прежде всего, свидетельство о Святой Троице, явленное при крещении Иисуса Христа в Иордане. Здесь открылись миру: Отец, глаголивший с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3 : 16-17); Сын, крестившийся от Иоанна и свидетельствованный от Отца; Дух, снисшедший в виде голубя на Сына — свидетельство о трех лицах Божества ясное, что и исповедует Святая Церковь в тропаре на Богоявление («Во Иордане крещающуся...»).
  Второе свидетельство о троичности лиц в Боге мы имеем в последней беседе Иисуса Христа с учениками пред крестными Его страданиями. Утешая учеников в предстоящей с Ним разлуке, Иисус Христос говорил им: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Когда же придет Утешитель, Кото-рого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 14 : 16, 26, 27) Здесь еще яснее различаются все три Лица Святой Троицы, как Лица: Сын, Который говорит о Себе — «Я умолю Отца», Дух Святой, который называется «иным Утешителем», следовательно, отличен от Отца, послан для того, чтобы заменить для апостолов Сына и научить их всему. Следовательно, Он есть такое же Божественное лицо, как и Сын.
  Третье, самое главное свидетельство о Святой Троице содержится в заповеди Спасителя о крещении. Посылая апостолов по воскресении Своем в мир на проповедь, Спаситель говорит: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28 : 19­ 20) . Здесь ясно именуются и различаются три ипостаси Отец, Сын и Святой Дух; причем всем им усвояется единое имя.
  Повелев апостолам крестить людей во имя, (а не во имена) Отца, Сына и Святого Духа, Спаситель обозначил этим и личность каждой Божественной Ипостаси и единое, нераздельное достоинство трех Божественных Лиц, таким образом, единое и нераздельное существо их. Крещение, заменившее собою древнее обрезание, означает принятие на себя обязательства, вступление в союз, а вступать в союз можно только с лицами, а не с отвлеченными понятиями или силами.
  Церковь всегда видела в этих словах Спасителя учение о тайне Святой Троицы. С самого начала она совершала крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа, как трех Божеских Лиц, и, чтобы яснее выразить исповедание Троицы, крещаемого трижды погружали в воду. В то же время она обличала еретиков, которые, считая Сына и Духа низшими Отца или только Его силами и свойствами, покушались совершать крещение во имя одного Отца или одного Сына, унижая пред Ними Святого Духа. Сами крещаемые при этом предварительно были научаемы вере в Троицу, как трех Божеских Лиц, и при крещении должны были точно и твердо исповедать эту веру. «Вера наша, — писали отцы Второго вселенского собора, научает нас веровать во имя Отца и Сына и Святого Духа, то есть во Единое Божество, и силу, и существо Отца и Сына и Святого Духа».
  Не менее ясные свидетельства о действительной личности всех трех Лиц Божества имеем мы и в посланиях апостольских. Так, апостол Павел пишет: «благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами» (2 Кор. 13 : 13). Апостол желает духовных благ верующим и от Сына Господа Иисуса Христа, и от Святого Духа, точно так же, как и от Отца, и притом от каждого из Них желает блага особенного; следовательно. Сын, Святой Дух суть такие же Лица, как и Отец, все равны и все различны между собой.
  Апостол Иоанн Богослов также свидетельствует о тайне троичности, когда пишет: « ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Иоан. 5 : 7). В этом изречении также указывается и троичность Лиц в Боге и единство существа.
  Отец, Слово и Святой Дух называются тремя свидетелями, следовательно, они различны между собою; следовательно, Слово и Дух, поставляемые свидетелями наравне с Отцом, не суть только два свойства Его или силы, или действия, а суть такие же Лица, как и Отец: «И сии три едино суть». Следовательно, Слово и Святой Дух имеют одну и ту же Божескую природу и существо, что и Отец, так как если бы они имели природу низшую и тварную, то между Ними и Отцом было бы бесконечное расстояние, и тогда уже никак нельзя было бы сказать, что «сии три едино суть».
  II. Немало в Новом Завете и таких свидетельств, в которых указывается личность того или другого Лица Святой Троицы и отдельность его от других Лиц.
  Так, Священное Писание изображает личность Отца, когда приписывает Ему:
  а) ведение: «никто не знает Сына, кроме Отца» (Мф. 11: 27);
  б) волю: «не ищу воли Моей, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5 : 30);
  в) деятельность: «Отец Мой ныне делает» (5 : 17), а также, когда подобно говорит, что Отец послал в мир Сына, потом Святого Духа, что Он любит Сына и мир, открывает людям истину, дает блага просящим у Него, прощает грехи и т.д. Вообще, что Бог Отец есть лицо, а не безличное начало, это ясно уже из того, что Бог не только по учению откровения, но и по требованию здравой человеческой мысли должен быть представляем не иначе как личностью.
  Поэтому даже еретики, отвергавшие личность Сына и Святого Духа, не отвергали личность Отца.
  Сын Божий так же есть лицо, отличное от Отца и Духа Святого, а не тот же Отец, только скрывшийся в образе Сына, а также не сила или свойство Его. Священное Писание изображает личность Сына, когда и Сыну, как Отцу, усвояет:
  а) ведение: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Ин. 10 : 15)
  б) волю: «Отче! Которых Ты дал мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17 : 24);
  в) деятельность: «Отец Мой доныне делает и Я делаю» (Ин. 5 : 17), или еще: «Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и как заповедовал Мне Отец, так и творю» (Ин. 14 : 31); а также, когда говорит с подробностью, что Сын пришел в мире и воплотился для нашего спасения, что по вознесении на небо Он послал на землю от Отца иного Утешителя, Святого Духа, что Он сообщил людям откровение и т.д. Все такого рода изречения показывают, что Сын Божий есть отдельное от Отца Лицо.
  Дух Святой также изображен в изречениях Нового Завета как личность, когда и Ему, как Отцу и Сыну приписывается:
  а) ведение: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2 : 11);
  б) воля: «ибо угодно Духу Святому и нам, не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деян. 15 : 28);
  в) деятельность: «каждому дается проявление Духа на пользу... все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12 : 7-11).
  В этом последнем изречении апостол, указывая различные духовные дарования, ясно различает от них их раздаятеля — Духа Святого, и притом так, что показывает в Воздаятеле разумение, свободную волю, могущество, — свойство личности.
  О том же Святом Духе говорится в Писании, что Он поставляет епископов, говорит устами пророков, наставляет людей на всякую истину и т. д. Все это такие свойства и действия, которые не могут быть приложимы к одной безличной силе или свойству Божию, а необходимо заставляют признавать в Духе Святом личное существо, действующее с самосознанием и волею.
  Руководствуясь столь ясными свидетельствами Священного Писания, Церковь Христова с самого начала веровала в таинство Святой Троицы. Эту веру она выражала:
  а) в символах, употребляющихся еще до Никейского Собора в разных Церквях;
  б) в священнодействии Крещения, которое совершается через троекратное погружение крещаемых в воду;
  в) в малом славословии, употреблявшемся в таких формах: «слава Отцу через Сына во Святом Духе», или «слава Отцу и Сыну со Святым Духом» или «слава Отцу и Сыну и Святому Духу»;
  г) в светильничном благодарении, или вечерней песни, из которой святитель Василий Великий приводит такое слово: «хвалим Отца и Сына и Святого Духа Божия»;
  д) в отлучении от своего общения таких лиц, которые искажали догмат о Святой Троице, совершенно отрицая троичность Лиц в Боге или Божество и единосущие Сына и Духа Святого с Отцом.

Назад Содержание Вперед