Заключение
Процесс интернационализации социального знания проявляет себя в начале XXI в. в поиске общего дискурса учеными разных стран при опоре на разнообразные парадигмы познания и освоения мира и в осуществлении совместных практических и научных программ.
Такие же процессы наблюдаются в социальной работе. Российские ученые П.В.Романов и Е.Р.Ярская-Смирнова, предлагая периодизацию этого вида деятельности в международной перспективе, говорят об учреждении первых образовательных программ социальной работы и создании профессиональных ассоциаций в конце XIX в.; развитии теоретических подходов в начале XX в.; радикализации социальной работы и пересмотре теоретических подходов с середины XX в.; о тенденции к объединению теоретических подходов и к интеграции теории и практики, к глобализации профессии на современном этапе (59. С.64).
В свете происходящих макросоциальных изменений российские исследователи также рассматривают теорию социальной работы как междисциплинарное и комплексное знание о личности и обществе - науку, изучающую социальную работу, изменяющий и изменяющийся вид практической деятельности.
Предметом этой теории выступают социальные процессы, связанные с оптимизацией деятельности людей в пространстве социальной работы, а ее объектом являются социальные отношения, обеспечивающие позитивный характер этих взаимодействий. Спектр проблем данной науки весьма широк, что позволяет говорить о необходимости междисциплинарных связей между теорией социальной работы и другими науками, рассматривающими разнообразные отношения людей, средств их жизнеобеспечения и окружающей их социоэко- логической среды.
Предлагаемое учебное пособие построено с учетом вышеназванных глобальных тенденций развития теории социальной работы. Одновременно автор учебного пособия исходит из требований, изложенных в Государственном образовательном стандарте и выражающих особенности российской профессиональной модели подготовки специалистов в области социальной работы. Интегральный методологический подход в русле теории социальных изменений выдвигается автором в качестве синтетической научной парадигмы, использующей возможности различных гуманитарных, социальных и естественных наук для мобилизации социальной деятельности в области социальной работы. Его применение в теории, практике и образовательном процессе в области социальной работы позволяет, по мнению автора, сформировать оптимальные подходы к разрешению основных противоречий этого поля деятельности:
- между высокой степенью готовности молодых специалистов по социальной работе к позитивным преобразованиям в обществе - и их недостаточной востребованностью в профессиональной среде;
- между необходимостью в государственной помощи множеству социально уязвимых групп населения - и ставкой на субсидиарность социальной политики и самообеспечение граждан;
- между объективной потребностью в специалистах по социальной работе в социально нездоровом российском обществе - и незавершенностью процесса осознания важности социальной работы государством и т.д.
Автор учебного пособия, исходя из интегрального подхода, большое внимание уделяет укреплению междисциплинарных связей между осваиваемыми студентами учебными дисциплинами. «Теория социальной работы», согласно рабочему учебному плану специальности 040101, изучается в четвертом и пятом семестрах. Одновременно студенты овладевают знаниями по таким дисциплинам как «Социальная политика», «Правоведение», «Социология девиантного поведения», «Социология социальной сферы» и пр. При этом содержание учебного пособия обнаруживает тесные междисциплинарные связи данной учебной дисциплины с курсами психологии, социологии, философии, социальной экологии, антропологии, истории социальной работы, изучение которых предшествует теории социальной работы, и позволяет учесть исходный уровень знаний студента. В свою очередь, освоение концептуально-теоретических основ данной учебной дисциплины способствует изучению таких общепрофессиональных и специальных дисциплин как «Технология социальной работы», «Этические основы социальной работы», «Социально-педагогическая работа», «Социальные инновации» и др., следующих за теорией социальной работы в семестровом распределении рабочего учебного плана специальности.
Теоретические закономерности, выявленные в учебном пособии, раскрываются автором с помощью инновационных методических приемов. В частности, проблемные задания в виде вставок по всему тексту учебного пособия позволяют студентам вспомнить материал ранее пройденных дисциплин, укрепить знания по предметам, изучаемым параллельно теории социальной работы и подготовиться к восприятию основ новых учебных дисциплин. Кроме того, проблемные задания позволяют связать разные темы самого учебного пособия, напоминая студентам материал уже изученных разделов и позволяя «заглянуть вперед». В последних разделах проблемные задания отличаются большей сложностью, что связано с необходимостью формирования у студента творческого мышления и системного мировоззрения, основы которого развиваются в процессе овладения материалом пособия.
Глубокое освоение предлагаемого в учебном пособии материала будет способствовать развитию профессиональной рефлексии, необходимой специалисту для дальнейшей эффективной деятельности, направленной на улучшение социального положения и социального самочувствия человека, а, следовательно, повышению уровня профессионализации социальной работы в целом.
Назад | Содержание | Вперед |