6.1. Понятие и виды административного принуждения

  Административное право, как отмечалось ранее, является той частью публичного права, которая выполняет охранительную функцию. Это означает, что значительная часть норм административного права содержит установления - запреты, т.е. такие общеобязательные правила (нормы), которые под угрозой административного принуждения запрещают определенные поступки либо обязывают граждан, организации совершать юридически обязательные действия. Такие правила адресуются гражданам или определенным организациям либо обращены исключительно к должностным лицам государственных органов и органов местного самоуправления, к руководству коммерческих организаций и предприятий. Это нормы, определяющие должное поведение в общественных местах, правила дорожного движения, пользования общественным транспортом, а также ветеринарные, санитарные, противопожарные правила, правила рыбной ловли, охоты, хранения и использования взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского учета, пограничного режима, таможенные правила, правила паспортной системы и др.
  Административное право, выполняя охранительную функцию права, определяет те или иные проступки в качестве правонарушающих, т.е. административных правонарушений, устанавливает в этой связи виды и конкретные меры административной ответственности за их совершение. Иногда в учебной литературе часть, регулирующую применение административного принуждения, именуют «полицейским правом», имея в виду, что оно представляет собой подотрасль административного права, представленную совокупностью административно-правовых норм, регулирующих деятельность органов государства и иных формирований по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности и порядка использования в этих целях мер административно-принудительного характера.
  Административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, который заключается в применении субъектами исполнительной власти установленных нормами административного права принудительных мер в целях предупреждения и пресечения противоправных действий, обеспечения личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности.
  Особенности административного принуждения заключаются в следующем:
  1) это, как правило, внесудебное применение предусмотренных законом или подзаконными актами принудительных мер;
  2) применяется исполнительными органами (должностными лицами), уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере исполнительно­распорядительной деятельности;
  3) меры административного принуждения применяются к лицам, не находящимся в непосредственном подчинении уполномоченных исполнительных органов.
  По целевому назначению все меры административного принуждения подразделяются на группы:
  1) административно-предупредительные;
  2) административно-пресекательные;
  3) меры административно-процессуального обеспечения;
  4) меры административной ответственности.
  Административно-предупредительные меры призваны предотвратить административные правонарушения, а также иные вредные обстоятельства, угрожающие общественной безопасности. Применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях для обеспечения безопасности здоровья и жизни людей, нормальных условий работы предприятий и учреждений. Такие меры предшествуют иным мерам принуждения. Как правило, они выражаются в виде определенных ограничений и запретов. Наиболее типичными административно-предупредительными мерами являются: контроль и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский); проверка документов, удостоверяющих личность; административное задержание; введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях); перекрытие движения транспорта и пешеходов в случае угрозы общественной безопасности; медицинское освидетельствование лиц и проверка санитарного состояния предприятий общественного питания; ревизия имущества; закрытие участков государственной границы и др.
  Мерами административного пресечения являются оперативные действия по прекращению административных проступков (правонарушений). К числу таких мер относятся: требования прекратить противоправные действия; непосредственное физическое воздействие; применение специальных средств (резиновые палки, водометы и др.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений; административное задержание лица; применение оружия; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфекционных больных; запрещение эксплуатации транспортных средств; запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах; приостановление или прекращение деятельности предприятий и учреждений в случае нарушения ими общеобязательных норм; отказ в выдаче лицензии, приостановление ее действия либо аннулирование.
  Административная ответственность применяется специально уполномоченными органами. Единственным ее основанием является факт административного правонарушения. Обобщенное легальное определение административного правонарушения закреплено в ст. 2.1 КоАП РФ. Таковым признается действие или бездействие совершенное виновно, имеющее противоправный характер (т.е. запрещенное в законодательстве) и влекущее административную ответственность.
  Административные правонарушения отличаются от преступлений характером причиняемого вреда, т.е. отсутствием или незначительной степенью общественной опасности и отсутствием тяжких последствий.
  В случаях, определенных административным законодательством, лицо, совершившее внешне противоправные действия, освобождается от административной ответственности, если оно действовало в состоянии крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ).
  Кроме того, нельзя привлечь к административной ответственности, если со дня совершения проступка истекло свыше двух месяцев. Это так называемый давностный срок. Но для отдельных видов административных правонарушений предусмотрен более длительный срок давности, например, нарушения о налогах и сборах, о защите прав потребителей др.

Назад Содержание Вперед