§ 9. Ответственность за нарушения правил недропользования

  Нарушения правил недропользования, установленных законом, лицензией, договором могут влечь гражданско-правовую, уголовную, административную, а также дисциплинарную и материальную ответственность по трудовому праву.
  Целью гражданско-правовой ответственности является возмещение ущерба, причиненного недропользователем собственнику недр - государству, другим недропользователям и лицам, не являющимся недропользователями. Возмещению подлежат понесенные убытки ( расходы, которые необходимо произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения имущества), включая упущенную выгоду ( не полученные в результате нарушений доходы).
  Уголовная ответственность за нарушения правил недропользования предусмотрена статьями 253 и 255 главы 26 УК РФ “Экологические преступления” и ст.216 УК РФ. Статья 253 “ Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ” устанавливает ответственность:
  1) за незаконное возведение сооружений на континентальном шельфе России, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства;
  2) за исследование, разведку, разработку естественных богатств континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения.
  Перечисленные деяния, в зависимости от степени их общественной опасности, влекут наказание в виде штрафа от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда, либо исправительных работ на срок до двух лет.
  Статья 255 УК РФ “ Нарушение правил охраны и использования недр” предусматривает ответственность за нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, в виде штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительных работ на срок до двух лет.
  Статья 216 УК РФ “ Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ” устанавливает уголовную ответственность за нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, в виде штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо ограничения свободы на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Часть вторая названной статьи устанавливает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия в виде ограничения свободы на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  К преступлениям, посягающим на установленный порядок правил недропользования можно, в известной мере, отнести также преступления, предусмотренные ст.143 “Нарушение правил охраны труда”, ст.178 “ Монополистические действия и ограничение конкуренции”, ст.192 “Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней” Административная ответственность за нарушения правил пользования недрами установлена Кодексом об административных правонарушениях РСФСР, а также соответствующими законами субъектов Российской Федерации. КоАП РСФСР предусматривает ответственность за следующие виды административных правонарушений:
  1) Самовольное пользование недрами, совершение сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на недра (ст.46).
  2) Самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки, а равно сбыт незаконно добытого янтаря в натуральном или переработанном виде (ст.46.1).
  3) Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, невыполнение правил охраны недр и требований по охране окружающей природной среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, уничтожение или повреждение наблюдательных режимных скважин на подземные воды, а также маркшейдерских и геодезических знаков (ст.55).
  4) Выборочная отработка богатых участков месторождений, приводящая к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископаемых, сверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при добыче, порча месторождений полезных ископаемых и другие нарушения требований рационального использования их запасов (ст.55).
  5) Утрата маркшейдерской документации, невыполнение требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранению месторождений, горных выработок и буровых скважин на время консервации (ст.55).
  6) Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, утрата геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений (ст.56).
  7) Незаконная выдача лицензии на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, а также незаконная выдача лицензии ( разрешения) на разведку и промысел живых ресурсов на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, разведку и разработку неживых ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.56.1).
  8) Незаконная выдача разрешения на проведение буровых работ, создание искусственных островов, установок и сооружений, прокладку подводных кабелей или трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, а также проведение ресурсных или морских научных исследований, захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.56.1).
  9) Произвольное изменение условий выданной лицензии ( разрешения) на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, проведение буровых работ, создание искусственных островов, установок и сооружений, прокладку подводных кабелей или трубопроводов, используемых для разведки и разработки минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации, а равно разведку и промысел живых ресурсов, проведение ресурсных или морских научных исследований, захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также разведку и разработку неживых ресурсов либо сброс вредных веществ в исключительной экономической зоне (ст.56.1).
  10) Нарушение действующих стандартов ( норм, правил) безопасного проведения поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов либо условий лицензии на региональное геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов или промысел живых ресурсов, а также невыполнение требований рационального использования и охраны минеральных ресурсов или рационального промысла и защиты живых ресурсов континентального шельфа Российской Федерации (ст.56.2).
  11) Нарушение правил вывода подводных кабелей или трубопроводов на территорию Российской Федерации, которое может привести к порче месторождений полезных ископаемых, причинить вред жизни или здоровью людей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре или фауне либо создать помехи другим законным видам деятельности на континентальном шельфе Российской Федерации (ст.56.2).
  12) Нарушение условий промысла живых ресурсов, нарушение действующих стандартов ( норм, правил) по безопасному проведению поиска, разведки и разработки неживых ресурсов, а также невыполнение требований защиты морской среды, живых или неживых ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.56.2).
  13) Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением или международными договорами Российской Федерации, которое создало или могло создать помехи законным видам деятельности на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а равно самовольное изменение программы морских научных исследований на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.56.3).
  14) Нарушение правил захоронения с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов, которое способно привести к порче месторождений полезных ископаемых, причинить вред жизни или здоровью людей, нанести ущерб живым ресурсам, морской флоре или фауне либо создать помехи другим законным видам деятельности на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.57.1).
  15) Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации или должностных лиц органов охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них полномочий, в том числе на осмотр судна (ст.84.5).
  16) Незаконная передача минеральных и живых ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации физическим или юридическим лицам иностранных государств, а равно иностранным государствам (ст.84.6).
  17) Неоднократное нарушение должностными лицами правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Госгортехнадзора (ст.88).
  18) Нарушение должностными лицами правил, норм и инструкций по хранению, использованию и учету взрывчатых материалов в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных органам Госгортехнадзора (ст.89).
  19) Невыполнение законных предписаний государственных инженеров - инспекторов Госгортехнадзора (ст.100.2).
  Привлечение лица к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности возместить имущественный вред, причиненный его противоправными действиями (бездействием).
  Дела о перечисленных административных правонарушениях рассматриваются судами, органами государственного горного надзора, Федеральным органом по геологии и использованию недр, Федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов в соответствии с правилами главы 16 КоАП РСФСР, устанавливающей подведомственность дел об административных правонарушениях.
  Дисциплинарная и материальная ответственность устанавливается нормами трудового законодательства и наступает за нарушение правил недропользования при выполнении работником своей трудовой функции. Вред, причиненный работником собственнику недр, другим недропользователям и третьим лицам, подлежит возмещению недропользователем, с которым работник состоит в трудовых отношениях. Впоследствии недропользователь - работодатель праве взыскать с работника причиненный им вред в порядке регресса. По общему правилу размер ущерба, взыскиваемого с работника, ограничен его средним месячным заработком. Полная материальная ответственность работника может наступать только в случаях, предусмотренных КЗоТ РФ. В качестве мер дисциплинарной ответственности трудовое законодательство предусматривает замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Назад Содержание Вперед