Тема 2. Договор коммерческой концессии (франчайзинг)
1. Понятие и элементы договора коммерческой концессии
Согласно ст. 1027 ГК, по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). Договор является консенсуальным, возмездным, взаимным. К договору коммерческой концессии применяются правила ГК о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям закона о коммерческой концессии и существу данного договора.
Предметом договора являются исключительные права, принадлежащие правообладателю. Сторонами являются правообладатель (законный обладатель исключительных прав) и пользователь. Обе стороны должны быть предпринимателями. Форма договора - простая письменная под страхом ничтожности договора. Статьёй 1028 ГК предусмотрена регистрация договора в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Цена - это вознаграждение, выплачиваемое правообладателю за пользование исключительными правами. Цена является существенным условием договора франчайзинга. Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором (ст. 1030 ГК).
2. Содержание договора коммерческой концессии и ответственность сторон
Обязанности правообладателя можно разделить на императивные и диспозитивные. Основной обязанностью правообладателя первой группы является передача всего комплекса исключительных прав (п. 1 ст. 1031 ГК). Также он обязан проинструктировать пользователя по всем вопросам осуществления прав и выдать соответствующие лицензии на осуществление передаваемых прав. Ко второй группе обязанностей пользователя относятся: обеспечение регистрации договора коммерческой концессии, оказание пользователю технического и консультационного содействия, включая обучение и повышение квалификации сотрудников.
В соответствии со ст. 1032 ГК пользователь обязан: использовать фирменное наименование и(или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом; обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем, и соблюдать инструкции правообладателя об этом; не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию; информировать покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что он работает по договору коммерческой концессии. Договором коммерческой концессии может быть предусмотрено право пользователя разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части этого комплекса на условиях субконцессии, согласованных им с правообладателем либо определённых в договоре коммерческой концессии. В договоре также может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определённого срока определённому числу лиц право пользования указанными правами на условиях субконцессии (ст. 1029 ГК).
Согласно ст. 1034, правообладатель несёт субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых пользователем по договору франчайзинга. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.
Поскольку пользователь в договоре коммерческой концессии в некоторой степени зависим от используемого комплекса исключительных прав (получение прибыли как основная цель предпринимательской деятельности пользователя достигается именно путём использования раскрученного бренда или эффективной технологии), закон даёт определённым образом гарантированную возможность пользователю заключить договор на новый срок. Такой своеобразной гарантией является правило п. 2 ст. 1035 ГК, согласно которому правообладатель вправе отказать в заключении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что в течение трёх лет со дня истечения срока данного договора он не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии. И если он всё же решит их заключать, то должен будет это сделать в первую очередь с пользователем. В противном случае пользователь вправе требовать возмещения убытков.
Вопросы к разделу
1. Дайте определение лицензионного договора.
2. Какие виды лицензий предусмотрены в ГК РФ?
3. Укажите основные характеристики лицензионного договора и его существенные условия.
4. В каких случаях закон предусматривает возможность предоставления права пользования запатентованными объектами в обязательном порядке?
5. Дайте определение и назовите существенные условия договора коммерческой концессии.
6. Укажите основные права и обязанности договора коммерческой концессии.
7. Укажите дополнительные обязанности сторон договора коммерческой концессии.
8. Почему цена договора коммерческой концессии является существенным условием?
Задания для самостоятельной работы
1. Составить договор о передаче прав на использование изобретения по неисключительной лицензии.
2. Составить договор о передаче прав на использование программы ЭВМ по простой (неисключительной) лицензии.
3. Составить таблицу «Императивные и диспозитивные обязанности правообладателя в договоре коммерческой концессии».
4. Составить договор коммерческой концессии на передачу комплекса исключительных прав известной фирмы, занимающейся предоставлением гостиничных услуг.
Назад | Содержание | Вперед |