5. Выборы как форма политического процесса
Одним из показателей и условий реальной демократии являются выборы в различного рода центральные и местные представительные органы. Эти органы создаются правоспособными гражданами посредством голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами.
В то же время существуют и иные органы, которые также избираются либо населением страны, либо населением субъектов федерации или административно-территориальных единиц. Во всех этих случаях проводятся всеобщие, федеральные, местные и т.д. выборы, представляющие собой массовые политические кампании.
Безусловно, удельный вес и значение выборов в политической жизни различных стран неодинаковы. Так, например, в Великобритании избираются только нижняя палата парламента (палата общин) и местные органы (советы административных графств, городов - графств, муниципальных и немуниципальных городов и приходов). Во Франции круг выборных органов несколько шире. Там избираются глава государства, обе палаты парламента, органы местного управления. Значительное число органов и должностных лиц избирается в США.
В ходе выборов демократически ориентированные группы населения имеют легальные возможности выступать с собственными требованиями и бороться за свои цели.
В тех странах, где установлены диктаторские и иные авторитарные режимы, выборы и представительные органы либо ликвидируются, либо сохраняются лишь их внешние формы.
Выборы отражают сложные процессы, связанные как с прошлым, так и с настоящим общества, со всеми сторонами его жизни. В политическом процессе выборы выполняют целый ряд значимых социально-политических функций. Среди них политологи традиционно выделяют следующие:
Во-первых, выборы представляют собой такой политический институт, который позволяет отдельным гражданам и социальным группам сформулировать свои требования, отвечающие их реальным либо мнимым интересам, а в ходе предвыборной кампании обеспечить поддержку действиям тех политических лидеров, позиции и взгляды которых соответствуют запросам большей части общества. В этом смысле выборы в демократическом государстве принимают вид особого политического рынка, где претенденты на властные роли обменивают свои программы, платформы, обещания на полномочия, делегируемые избирателями.
Во-вторых, выборы выступают одним из механизмов разрешения политических конфликтов, поскольку на выборах продолжается, как правило, ненасильственная конкуренция различных, а порой и противоположных интересов, а общество в виде избирателей выступает своеобразным судьей, разрешающим данный конфликт. В этом качестве выборы по форме и содержанию противостоят радикальным насильственным методам политической борьбы.
В-третьих, выборы предстают надежным средством легитимации политического режима, так как способствуют вовлечению, организации населения в избирательные объединения, отдельные политические партии и иные общественно-политические организации, выступают в качестве демократической основы признания и поддержки избранных лидеров и властных институтов, по мере того, как формируются и действуют разного рода каналы коммуникации и взаимодействия с избирателями.
В-четвертых, выборы являются одной из форм политической социализации населения, поскольку реализация избирательных прав граждан, создание предвыборных организаций, широкое применение СМИ для агитации и пропаганды, а также партийных программ и платформ в той или иной степени прямо или косвенно способствуют как политическому просвещению широких масс, так и создают условия для активного вовлечения граждан и их объединений в политический процесс.
Однако мировая практика показывает, что выборы сами по себе еще не обеспечивают прочного утверждения демократических институтов и прихода к власти достойных и ответственных лидеров. Эффективность выборов зависит от целого ряда факторов, в том числе экономического порядка в виде развитых институтов рыночной экономики, многоукладного хозяйства и конкуренции, действующей в рамках правового поля. Выборы для собственника, которому есть что терять и защищать правовым способом - обязательное условие выражения и защиты собственных интересов.
Среди социальных условий эффективности выборов ведущим можно признать сложившуюся социальную структуру с ограниченным по своему весу и влиянию слоем маргиналов и люмпенов и наличием многочисленного среднего класса, выступающего за политическую стабильность и правопорядок. Важная роль здесь также принадлежит достаточно развитой политической и гражданской культуре, укорененным демократическим институтам и традициям.
В настоящее время конституции большинства стран провозглашают всеобщее избирательное право, которое, тем не менее, ограничено рядом требований к потенциальному избирателю. Так, под всеобщим избирательным понимается такое избирательное право, которое не ограничено лишь прямым имущественным цензом. Например, французский политолог М. Дюверже дает следующее определение всеобщего избирательного права: «Строго юридически всеобщее избирательное право - это такое избирательное право, которое не ограничено никакими условиями, связанными с имуществом и способностями. Это не означает, что все члены нации имеют равное право голоса».
Таким образом, всеобщее избирательное право, несмотря на свое название, ограничивается целым рядом цензов (требований к потенциальному избирателю). В частности, имеются общие требования, регламентирующие активное избирательное право - голосовать, и дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатам на выборные должности (т.е. так называемое пассивное избирательное право).
Возрастной ценз - это установленное законом требование, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь при достижении определенного возраста. Законодательство зарубежных стран устанавливало ранее высокий избирательный ценз, равный 20-25 годам. Тем самым от участия в выборах отстранялись широкие слои молодежи. В связи с этим после окончания Второй мировой войны начался процесс снижения нижней планки избирательного возраста. Возрастной ценз был снижен в Великобритании с 21 года до 18 лет законом о народном представительстве 1969 г., в ФРГ - путем изменения ст. 38 Основного закона в 1970 г., а затем 26 поправкой к конституции в 1971 г., в Греции - законом 1982 г. Одновременно был снижен возрастной ценз в Италии, Бельгии, Финляндии, Австрии, Нидерландах, Канаде, Австралии и других странах. Снижение избирательного возраста привело к существенному расширению избирательного корпуса.
Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласно которому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которые проживают в той или иной местности в течение определенного времени. Этот ценз существует во многих зарубежных странах, однако, его практическое применение и содержание в каждом государстве имеет ряд особенностей. Например, для получения активного избирательного права на парламентских выборах требуется постоянное проживание в соответствующем избирательном округе: США - 1 мес., ФРГ - 3 мес., во Франции - 6 мес., в Канаде - 12 мес. В ряде стран ценз оседлости не детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянное жительство. Например, в Ирландии избиратель обязан иметь постоянное «место для сна», в Бельгии - постоянно проживать в коммуне не менее шести месяцев, в Финляндии - не менее одного года. В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме: например, в Великобритании избиратель должен зарегистрироваться в течение определенного периода и, если он в это время отсутствовал, то участия в выборах не принимает (это правило имеет ряд исключений).
Ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойких ограничений избирательного права. Первоначально избирательное право было чисто «мужским» и не распространялось на женщин. Понадобилась длительная борьба, чтобы пробить первую брешь. Например, только в 1893 г. этот ценз был отменен в Новой Зеландии, затем в течение последующих десятилетий, а особенно после Второй мировой войны, он пал в большинстве стран (в России - в результате Февральской революции 1917 г.). Небезынтересно напомнить, что США предоставили избирательные права женщине в 1920 г., Англия - в 1928 г., Франция - в 1944 г., Италия - 1945 г., Греция - 1956 г., Швейцария - в 1971 г.
Имущественный ценз в неприкрытой, открытой форме встречается сейчас редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений «компенсируются» другими цензами, которые фактически играют ту же роль.
Наряду с названными цензами существует целый ряд способов и методов лишения избирательных прав. В некоторых странах лишаются избирательных прав военнослужащие (обычно рядовые и младший командный состав). Кое - где применяются различного рода «моральные цензы». Так, например, ст. 48 Конституции Италии предусматривает возможность лишения права на голосование «в случаях совершения недостойных поступков, указанных в законе», а законодательство штатов Алабамы, Коннектикута США требует, чтобы избиратель имел «хороший характер».
В ряде стран фактически и юридически лишились избирательных прав «цветные» и некоторые другие национальные меньшинства. Так, например, в Южно-Африканской Республике по «закону» до 1994 г. избирательных прав было лишено все коренное население страны - африканцы.
Предоставление пассивного избирательного права сопряжено с целым рядом более жестких ограничений. Гражданин, зарегистрированный в качестве избирателя, для получения пассивного избирательного права должен удовлетворять целому ряду других требований. Прежде всего, для кандидатов на выборные должности повсеместно (за очень редким исключением) устанавливается более высокий возрастной ценз (23-25 лет - в нижнюю палату, 30-40 - в верхнюю). При предоставлении пассивного избирательного права значительно чаще применяется ценз оседлости и носит он обычно более жесткий характер. К кандидатам предъявляется ряд дополнительных требований: запрещается занимать определенные должности, кандидаты должны исповедовать определенную религию и т.д. Фактически круг лиц, баллотирующихся на выборах, еще более сужается. Большинство - это обычно профессиональные политики, бизнесмены, адвокаты и т.д., пользующиеся поддержкой политических партий.
В демократических государствах избирательное право является сегодня «формально равным». Это означает, во-первых, что каждому избирателю предоставляется равное количество голосов и, во-вторых, все граждане участвуют в выборах на равных основаниях, т.е. избирательные округа по своей численности должны быть одинаковыми. Однако фактически принцип равенства избирательного права в ряде случаев искажается. Длительное время в некоторых странах существовал так называемый плюральный вотум, суть которого состоит в том, что отдельным привилегированным категориям избирателей предоставлялось большее количество голосов, чем обычным избирателям.
Так, например, в Англии избирательное право предоставлялось лицам, имеющим недвижимую собственность и окончившим университеты. Более распространенным методом нарушения равного избирательного права являются различные манипуляции с избирательными округами, в результате чего искусственно завышается представительство одних групп населения в ущерб другим.
Назад | Содержание | Вперед |