3.1.4. Учение о влечениях и основные этапы его развития
На первом этапе исследований, в результате наблюдений за пациентами и анализа своей практической деятельности Фрейд выдвигает теорию либидо. Основным постулатом, которой является следующее утверждение, что существует некоторая движущая сила развития человека. Она изначально присуща человеку и является стержнем, вокруг которого развивается личность индивида и его психика. Эту движущую силу он обозначает как либидозное влечение. «Под «влечением» мы понимаем только психическое представительство непрерывного внутри соматического источника раздражения в отличие от «раздражения», вызываемого отдельными возбуждениями, воспринимаемыми извне. Влечение является, таким образом, одним из понятий для отграничения душевного от телесного» (Фрейд, 1990).
При этом в ранних работах он трактует либидо как исключительно половое влечение, свойственное живым организмам. «Факт половой потребности у человека и животных выражают в биологии тем, что у них предполагается «половое влечение». Наука для обозначения «полового влечения» пользуется словом «либидо»». Либидо -libido- желание, влечение или влечение к половой близости в различных ее формах. Исходно, в психоанализе либидо обозначало, лежащую в основе всех сексуальных проявлений индивида психическую энергию. Фрейд придает термину энергия значение психического заряда служащего источником влечения. Заряд изначально заложен в организм и в этом смысле подобен инстинкту. При этом Фрейд замечает, что сексуальное влечение первоначально имеет своей целью не размножение, а известное чувство удовольствия.
Фрейд выдвинул один из принципов психической деятельности. Высшую тенденцию, которой подчиняются психические процессы, он назвал принципом удовольствия. Этот принцип включает стремление организма к удовольствию и отвращение от неудовольствия. Исходя из него, сексуальное влечение имеет своей целью, прежде всего, получение удовольствия.
Таким образом, что изначально в теории Фрейда сексуальное влечение трактуется сугубо, как половое влечение, которое возникает вследствие сексуального возбуждения и имеет целью получение удовольствия.
Следующим этапом развития концепции либидо является расширение этого понятия. Фрейд наряду с функцией сохранения рода и вида говорит о наличии у индивида влечения к самосохранению и подчеркивает либидозный характер данного влечения. Таким образом, сексуальный инстинкт, охватывает не только непосредственный безудержный сексуальный первичный позыв, но и инстинкт самосохранения. Следовательно, Фрейд выделяет два влечения, движущим поведением индивида - это инстинкт самосохранения, без которого бы живая система рухнула, и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Фрейд объединяет эти два влечения под общим названием - влечение к жизни или Эрос в широком смысле слова. Таким образом, второй этап учения о влечениях - это объединение сексуального влечения и влечения к самосохранению под общее понятие влечения к жизни.
Последующим шагом в учении о влечениях, которое предпринимает Фрейд, является установление понятия нарциссизма и указание на существование нарцистического либидо. Когда психоанализ подошел к психологическому понятию «Я», стало очевидным неправомерность «ограничения понятия либидо только энергией сексуальных влечений, обращенных на объект». Установлено, что «либидо отклоняется от объекта и направляется на само «Я». «Я» и является собственным и первоначальным резервуаром либидо, которое лишь отсюда распространяется на объект». Таким образом, Фрейд выделяет существование «Я-либидо» как часть либидо, направленного на собственное «Я». И вводит понятие нарциссизма, как привязанности либидо к собственному «Я» как к объекту. Нарциссизм выражается в привязанности к себе, исключительной любви к своему телу и собственному «Я». Индивидуум хранит свое либидо для себя, отказывается делить его и переносить на другой объект. Нарцистическое либидо возникает посреди либидо эротического. И, таким образом, становится очевидным, что с одной стороны, мы обладаем нарцистическим либидо, направленным полностью на нас самих, привязанным к одному объекту - нашему телу и нашему «Я». А с другой стороны мы обладаем либидо эротическим, направленным на другой объект, и постоянно находящимся в поиске новых объектов, чтобы удовлетвориться.
Итак, на третьем этапе своего учения о влечениях Фрейд расширяет понятие Эрос и включает в его структуру нарцистическое либидо.
Следующий шаг в развитии учения о влечениях Фрейд делает в работе «По ту сторону принципа удовольствия». В ней он выдвигает идею, что наряду с влечением к жизни, Эросом, индивиду присуще влечение к смерти, Танатос. «Следует различать два вида первичных позывов, из которых один - сексуальные инстинкты или Эрос, второй - инстинкт смерти, Танатос. У Танатоса задачей является приводить все живущее к состоянию безжизненности». По Фрейду жизнь - это противоборство этих двух влечений. При чем либидозное влечение - это один из моментов Танатоса. Фрейд делает этот вывод согласно философским концепциям поиска смысла жизни. С точки зрения биологии жизнь бессмысленна. Она приобретает смысл только перед лицом смерти, и, следовательно, смысл жизни - в смерти. Фрейд пытается понять смысл жизни на соотношении доорганического и органического начала жизни. Доорганическое состояние - это абсолютный покой, это ровное разлитое напряжение энергии. А жизнь - это постоянное нарушение покоя, это проявление импульсов, которые вносят страсти, желания, переживания, чувства. А основные тенденции чистой биологии составляют стабильность и возврат к неорганическому. С данной позиции основное стремление материи - это стремление к абсолютному покою. Фрейд указывает на то, что эти общезначимые биологические закономерности находят отзвуки в глубинах человеческой психики. Отсюда, «влечение можно определить как наличное в живом организме стремление к восстановлению какого-либо прежнего состояния, которое под влиянием внешних препятствий живое существо вынуждено было оставить». Принимая во внимание факт, что все живущее умирает, то вся жизнь может рассматриваться как стремление к восстановлению нарушенного жизненного равновесия энергии. Отсюда, «целью всякой жизни является смерть», возвращение всех живых организмов в безжизненное состояние. Жизнь, явившись возмущением покоя, стремится вернуться к исходному состоянию, к покою, к смерти.
Итак, в ходе создания и развития учения о влечениях Фрейд останавливается на существовании двух влечений в природе человека и рассматривает их как основные движущие силы развития человека, которые определяют формирование, рост, развитие и деятельность индивида. Вся жизнь - это непрестанная борьба и компромисс двух непримиримых и противоположных влечений.
Назад | Содержание | Вперед |