§ 2. Право пользования животным миром и его виды
Право пользования животным миром в объективном смысле - система правовых норм международного права, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе использования объектов животного мира. Право пользования животным миром в субъективном смысле - совокупность субъективных прав лиц, осуществляющих пользование объектами животного мира. Следует различать понятия «пользование животным миром» и «использование объектов животного мира».
Пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира. Нормативная урегу- лированность отношений пользования животным миром отличает её от использования объектов животного мира, которое может осуществляться гражданами и юридическими лицами свободно, без специального разрешения и без взимания платы.
Использование объектов животного мира - более широкое по сравнению с пользованием понятие, включающее в себя изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового. Согласно ст. 1 Федерального закона «О животном мире» объект животного мира - это организм животного происхождения (дикое животное) или их популяции.
Такое легальное определение не всегда встречает одобрение в научных кругах. Заслуживает внимания, хотя и небесспорная, позиция Н.Н. Веденина. Он полагает, что научная несостоятельность определения объектов животного мира вполне очевидна и не требует каких-либо дополнительных аргументов. Он указывает, что не должна происходить подмена одних понятий другими: одно, более широкое понятие (животный мир) было заменено другим, более узким (дикая фауна). Уточнение самого понятия животного мира и включение в него животных, не находящихся в состоянии естественной свободы, полагает автор, вовсе не означают, что правовое регулирование охраны и использования дикой фауны должно быть исключено из него. Такие отношения должны регулироваться как в общем основополагающем Федеральном законе «О животном мире», так и в специальных законах, посвящённых правовому регулированию охраны и использования тех или иных разновидностей животного мира - рыбных ресурсов, охотничье-промысловых животных и др.
Фаунистическое право призвано регулировать отношения, связанные прежде всего с теми животными, которые находятся в состоянии естественной свободы в среде их обитания, и в этом позиция законодателя представляется вполне оправданной. Правовой режим животных, не находящихся в состоянии естественной свободы, должен быть совсем иным. Невозможно равным образом регулировать отношения, связанные, например, с охотой на волков, и отношения, возникающие в связи с уходом за домашней собакой. В последнем случае такого рода отношения должны быть опосредованы нормами только гражданского права.
Субъекты фаунистического права - лица, использующие объекты животного мира. Ими являются собственники объектов животного мира - Российская Федерация и субъекты Федерации, уполномоченные ими органы, муниципальные образования, пользователи объектов животного мира и лица, использующие объекты животного мира. В качестве пользователей животного мира могут выступать российские и иностранные физические и юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства. Юридические лица, использующие объекты животного мира, могут выступать в двух качествах: как пользователи, осуществляющие деятельность, подлежащую лицензированию, и как субъекты, которые сами выдают физическим лицам именные разовые лицензии на право пользования объектами животного мира в пределах установленных им лимитов.
Российские физические и юридические лица имеют приоритет в использовании объектов животного мира перед иностранными физическими и юридическими лицами и лицами без гражданства. Среди российских физических и юридических лиц приоритет, в свою очередь, отдаётся: 1) субъектам, ранее осуществлявшим отдельные виды пользования животным миром на данной территории, акватории; 2) собственникам земель, землевладельцам, располагающим соответствующими средствами и специалистами; 3) коренным малочисленным народам и этническим общностям, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использования объектов животного мира, гражданам, принадлежащим к этим группам населения, и их объединениям, - на территориях их традиционного расселения и хозяйственной деятельности.
Если первая и вторая группы пользователей имеют преимущество в получении права пользования объектами животного мира перед иностранными и иными российскими пользователями, то коренные малочисленные народы имеют приоритетное право пользования объектами животного мира перед всеми другими пользователями.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона «О животном мире» право на приоритетное пользование животным миром коренными малочисленными народами включает в себя: 1) предоставление первоочередного выбора промысловых угодий гражданам, принадлежащим к группам населения, указанным в части первой настоящей статьи, и их объединениям; 2) льготы в отношении сроков и районов добывания объектов животного мира, полового, возрастного состава и количества добываемых объектов животного мира, а также продуктов их жизнедеятельности; 3) исключительное право на добывание определённых объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности; 4) иные виды пользования животным миром, согласованные со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Переуступка права на приоритетное пользование животным миром гражданам и юридическим лицам, не принадлежащим к коренным малочисленным народам и этническим общностям, не допускается.
Право краткосрочного пользования объектами животного мира предоставляется только гражданам по именной разовой лицензии.
Пользование объектами животного мира может осуществляться субъектами фаунистического права с изъятием или без изъятия их из среды обитания. Физические и юридические лица согласно ст. 34 Федерального закона «О животном мире» вправе осуществлять следующие виды пользования объектами животного мира:
1) охоту и рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
2) добычу объектов животного мира, не отнесённых к объектам охоты и рыболовства;
3) извлечение и иное использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтра- торов и др.;
4) использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;
5) получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.
Изъятие объектов животного мира из среды их обитания может осуществляться на основании лицензии либо без лицензии. Перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз РФ) принимает нормативные правовые акты, регулирующие правила использования и охраны объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты; порядок исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный незаконной добычей или уничтожением объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты.
В праве пользования объектами животного мира можно выделить право общего и право специального пользования объектами животного мира. Критерием разграничения этих видов будет служить основание возникновения права пользования животного мира.
Право общего пользования объектами животного мира не требует от пользователя получения лицензии, заключения договора либо иных юридических фактов, с которыми фаунистическое право связывает возникновение прав и обязанностей пользователя животного мира. Такое пользование совпадает по своему содержанию с использованием объектов животного мира. Право общего пользования объектами животного мира не является неограниченным, сфера его действия во многом определяется правом специального пользования объектами животного мира и устанавливается методом исключения.
Право специального пользования объектами животного мира обусловлено необходимостью регулирования объёмов (лимитов), порядка и условий их добычи, осуществляемого компетентными государственными органами. В основе возникновения права специального пользования объектами животного мира могут лежать: а) административный акт - лицензия (решение, разрешение), либо 2) сложный юридический факт - лицензия и заключаемый на её основе договор о пользовании объектами животного мира.
Долгосрочная лицензия - специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира, выдаваемая юридическим лицам. Порядок выдачи долгосрочных лицензий установлен ст. 37 Федерального закона «О животном мире» и Министерством сельского хозяйства РФ.
Заявки на получение объектов животного мира в пользование подаются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, который на основании заключения специально уполномоченного государственного органа субъекта Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Решение согласовывается с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда, с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию.
На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований. Предоставление в пользование животного мира и территорий или акваторий, необходимых для осуществления пользования животным миром, должно проходить гласно с учетом интересов местного населения.
Именные разовые лицензии на использование объектов животного мира выдаются гражданам специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по заявкам граждан, а также пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов. Правила, сроки и перечни орудий и способов добывания объектов животного мира, разрешённых к применению, утверждаются Правительством РФ.
Принцип, требующий осуществления пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, как указывает С.А. Боголюбов, в соответствии с общими принципами гуманности относительно новый для российского фаунистического законодательства. Эти требования соответствуют нормам международных актов.
Совет Европейского экономического сообщества 4 ноября 1991 г. принял регламент № 3254/91 «Запрет на использование ногозахватывающих капканов и ввоз в страны Сообщества шкур и готовых изделий из определенных видов диких пушных зверей из стран, в которых производится их отлов с помощью ногозахватывающих и других видов капканов, не отвечающих международным стандартам гуманного отлова». Регламентом предусмотрено, что с 1 января 1995 г. ввоз в страны ЕЭС шкурок пушных зверей разрешён только из тех стран, в которых имеются адекватные административные и законодательные положения по запрету использования ногозахватывающих капканов или используются отвечающие международным стандартам методы гуманного отлова капканами диких пушных зверей.
Признано негуманным применение ногозахватывающих капканов, так как попавшемуся в капкан зверьку наносятся травмы и он длительное время остается живым. Новые типы капканов лишены такого недостатка, как отлов других неохотничьих видов животных, которых попадает иногда в два раза больше, чем тех животных, на которых были поставлены капканы. Гуманными признаются капканы и другие способы добычи животных, которые в соответствии с установленными параметрами быстро приводят к умерщвлению зверьков.
Постановлением Правительства РФ признано Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных, предусматривающее введение сертификации ловушек для отлова диких животных, являющихся объектами пушного промысла. В соответствии с ним должно быть запрещено использование ногозахватывающих удерживающих капканов со стальными дугами для отлова волка, бобра, выдры, рыси, соболя, лесной куницы, барсука, горностая, енотовидной собаки, ондатры, енота-полоскуна. Оговорки, сделанные для России, допускают использование традиционных деревянных ловушек, применяемых охотниками коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для отлова соболя и горностая.
Ограничение, приостановление или запрет права пользования объектами животного миром допускаются в целях их сохранения и воспроизводства на определённых территориях и акваториях либо на определённые сроки решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации по представлению специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
Сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путём изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма.
Прекращение права пользования объектами животного мира возможно в случаях: 1) отказа от пользования; 2) истечения установленного срока пользования; 3) нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром; 4) возникновения необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны; 5) использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром; 6) ликвидации предприятия, учреждения, организации - пользователей животным миром.
Право пользования животным миром прекращается путём аннулирования лицензий, которое может быть обжаловано в суд.
Назад | Содержание | Вперед |