4.7.1. ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, ФИЛОСОФИЯ
Российская экономика конца XIX - начала ХХ в. все в большей степени предъявляла спрос на относительно образованного работника. Это обусловило определенный рост грамотности и увеличение различных видов учебных заведений. С 24% в 1897 г. грамотность к 1917 г. выросла до 30%. При этом уровень грамотности зависел от места проживания (в городах значительно выше) и демографических признаков (уровень грамотности мужчин выше, чем у женщин, а у молодежи - чем у старшего поколения). Перед первой мировой войной Дума рассматривала законопроект о введении всеобщего начального образования. Если в 80-е гг. XIX в. в стране было одно коммерческое училище, то к 1914 г. их стало более 200. Были основаны Московский и Киевский коммерческие институты. Всего в стране к 1914 г. было около 100 вузов со 130 тыс. студентов.
Но в целом система образования не соответствовала нуждам страны. Между различными видами школ (одноклассные и двуклассные, реальные, коммерческие училища, гимназии, институты и университеты) не было четкой преемственности. Поэтому в 1915 г. был подготовлен проект преобразования учебных заведений в школы I и II ступени. К 1911 г. училось 33% мальчиков и 14% девочек школьного возраста. Среди гимназистов дети крестьян составляли 15%. Зарплата народного учителя была ниже средней зарплаты промышленного рабочего. Среди призываемых на военную службу в Германии неграмотных было 0,04%, в Англии - 1%, во Франции - 3,4%, в США - 3,8%, в Италии - 30%, в России - 61%, учитывая, что не призывались жители Средней Азии, где неграмотность была еще выше.
В условиях резкой активизации политической и общественной жизни количество ежедневных газет выросло почти в пять раз. Практически каждое политическое течение имело свои органы печати: «Русское знамя» и «Земщина», «Новое Время» (крайне правые), «Речь» и «Утро России» (либералы), «День» и «Правда» (социал-демократы). Общедоступную литературу выпускали издательства И. Д. Сытина, А. С. Суворина, «Знание».
Во главе научной жизни страны стояла Санкт-Петербургская Императорская Академия Наук. К 1917 г. насчитывалось 40 действительных членов Академии. Среди них были крупные ученые: математики В.А. Стеклов, A.A. Марков, физик Б.Б. Голицын, химики H.H. Бекетов, Н.Д. Зелинский, геохимик В.И. Вернадский, геолог Ф.Н. Чернышев, ботаник А.С. Фиминцин, физиологи Ф.В. Овсяников и И.П. Павлов, литературоведы А.Н. Пыпин и А.А. Шахматов, историки В.О. Ключевский и П.Г. Виноградов.
В области естественных наук мировое значение имели труды В. И. Вернадского, основателя геохимии и радиогеологии. И. П. Павлов занимался физиологией кровообращения, пищеварения и мозга. Он создал учение об условных рефлексах. И.В. Мичурин обосновал возможность видоизменения растительного мира. Выдвинутые им идеи о целесообразности отдаленного скрещивания растений послужили основой для развития прикладной ботаники. Создатель периодической системы элементов Д.И. Менделеев в начале 1900-х годов активно трудился в области применения данных науки для промышленности и экономики России. Огромную роль в развитии физики, радиотехники, авиации, астронавтики сыграли А.С. Попов, Н.Е. Жуковский, К.Э. Циолковский, П.Н. Лебедев. Ученый-технолог и физик А.С. Попов изобрел радиотелеграф. Учитель К.Э. Циолковский разработал теорию движения ракет и реактивных приборов. Н.Е. Жуковский построил первую в России аэродинамическую трубу. П. Н. Лебедев открыл и измерил давление света на твердые тела и газы.
Выдающимися историками являлись В. О. Ключевский, его ученики М. К. Любавский, М. М. Богословский, П. Н. Милюков, А. А. Кизеветтер. Большую известность получили исследования по русской истории С.Ф. Платонова, А.А. Корнилова, Н.А. Рожкова. Талантливыми специалистами по всеобщей истории, в том числе античной и древнего Востока были Е. В. Тарле, Р. Ю. Виппер, П. Г. Виноградов.
Начало XX в. стало «звездным часом» для русской философии. Труды Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, С.Л. Франка, Л. Шестова стремились, среди прочего, ответить на вопросы о путях развития России, ее цивилизационных особенностях, месте и роли интеллигенции в историческом процессе, отношении к революции и т.д. Ключевым для этого направления философии стал сборник «Вехи» (1909 г.).
Назад | Содержание | Вперед |