2. Политическая социализация
Включение индивида в политику невозможно без усвоения политических, знаний, норм, ценностей, традиций, поведенческих стандартов, без принятия на себя определенных политических ролей. Этот процесс называется политической социализацией (от лат. socialis - общественный). По мере его развертывания формируется политическое сознание и поведение личности, происходит ее становление как субъекта политики.
Политическая социализация имеет две стороны - объективную и субъективную. Первая связана с воздействием на человека всей совокупности существующих социально-экономических, политических и духовных факторов. Субъективная сторона политической социализации определяется сознательной, целенаправленной деятельностью власти по формированию у людей определенных политических качеств. Эту функцию выполняют различные учреждения воспитания, обучения и профессиональной подготовки членов общества, средства массовой информации. В политической науке перечисленные структуры называют агентами социализации.
В процессе политической социализации возрастает роль СМИ, способных воздействовать на максимальное число людей в короткий промежуток времени. СМИ не случайно называют четвертой властью. Поэтому в любом обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использования в целях формирования благоприятных ориентаций и позиций граждан.
Создание эффективного механизма политической социализации представляет собой одну из важнейших практических задач любой власти. Для ее решения правящие круги должны иметь четкое представление о том, насколько ценности и стандарты существующей политической системы усваиваются обществом, входят во внутреннюю структуру личности.
Политическая социализация осуществляется в двух основных формах, которые взаимосвязаны между собой, - прямой и косвенной. При прямой социализации содержание приобретаемых индивидом ориентаций носит явно выраженный политический характер (например, представления о политическом и государственном строе, о деятельности партий и движений, о характере избирательной системы или идеологий и т.д.). В случае косвенной социализации индивидом вырабатываются такие ориентации, которые сами по себе не являются политическими, но в то же время влияют на политическое поведение. Так, общение с родителями, учителями и другими субъектами, обладающими определенной социальной властью, развивает в индивиде уважение или неуважение к власти и авторитету, со временем распространяющееся на политическую власть и политический авторитет.
К основным факторам прямой политической социализации обычно относят подражание, политическое обучение, политический опыт, а к основным факторам косвенной социализации - межличностное общение, участие в неполитических организациях и дедуктивную социализацию, проявляющуюся в распространении выработанных индивидами ценностных ориентации на политические объекты. Различая прямую и косвенную социализацию, западные политологи считают более значимой последнюю, которая рассматривается как естественное продолжение и завершение общесоциального развития человека.
В зависимости от характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, в политической науке выделяют следующие типы социализации - гармонический, плюралистический, конфликтный и гегемонистский.
Гармонический тип политической социализации предполагает наличие зрелых демократических традиций и гражданского общества, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку и государству, выполнение им своих гражданских обязанностей. Приверженность власти и индивидов общепринятым идеалам, нормам и ценностям создает новым поколениям благоприятные возможности для включения в политическую жизнь. Г армонический тип политической социализации, обеспечивающий общественную стабильность, характерен для США и Великобритании.
Для плюралистического типа политической социализации характерны: преимущественно опосредованное взаимодействие личности с властью через культурно-этнические группы или партии, подвижность и изменчивость политических ориентации граждан, способность участников политического процесса к достижению консенсуса на основе ценностей либеральной цивилизации. Этот тип политической социализации преобладает в странах Западной Европы.
Конфликтный тип политической социализации формируется в условиях межгрупповой борьбы, затрудняющей носителям различных ценностей достижение согласия друг с другом и с властью. Чтобы проявить себя в качестве субъекта политики личность должна присоединиться к какой-либо группе, касте, клану, классу и т.д. Этот тип политической социализации типичен для отсталых стран с высоким уровнем политического насилия и жесткой приверженностью населения к местническим ценностям и нормам политической жизни.
Наконец, гегемонистский тип политической социализации предполагает вхождение человека в политику исключительно за счет признания ценностей какого-то класса, религии или идеологии. Он характерен прежде всего для закрытых политических систем, не приемлющих иных, не «своих» ценностей, - тоталитарных и авторитарных.
В политической науке утвердилась точка зрения, согласно которой политическая социализация личности - непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека.
В литературе представлены различные периодизации этого процесса, которые отличаются как по числу этапов, так и по содержательным особенностям. Как правило, эти периодизации связываются с возрастными стадиями развития личности.
Согласно преобладающей в науке периодизации выделяют первичный и вторичный этапы политической социализации. Первичный этап совпадает с детским и юношеским возрастами индивида и характеризуется интенсивным усвоением политической информации, приобретением начального опыта политической жизни. Вторичный этап связан с периодом социальной зрелости индивида, когда он обретает относительно устойчивую совокупность политических ориентаций и способен реализовывать ее в процессе выполнения определенных политических ролей.
В зависимости от вовлеченности человека в политику выделяют следующие типы ролей.
1. Обычный член общества, политически пассивный (вплоть до аполитичности) и потому имеющий статус лишь объекта политики;
2. Гражданин, состоящий в одной или нескольких общественных организациях и косвенно (через них) включенный в сферу политической практики.
3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации и по своей воле включившийся в политическую жизнь. Степень его участия в политике определяется общественным значением организации и той ролью, которую он в ней играет.
4. Общественный и особенно политический деятель.
5. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность является не только основным занятием, но и смыслом жизни.
6. Политический лидер (организационный, идейный, формальный или неформальный), воспринимаемый как авторитет или последняя инстанция1.
При росте политической активности каждая последующая роль включает в себя предыдущие. Профессиональный политический лидер не перестает быть гражданином, членом организации и т.д., просто его роль простирается на предыдущие роли.
Таким образом, политическая социализация личности - это двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие политических субъектов, а с другой - по мере социализации сама все в большей степени становится способной влиять на политическую жизнь.
Политическая социализация имеет исторический характер. Общественная жизнь вынуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к ней и реагировать на политические ситуации.
В стабильных обществах этот процесс носит достаточно плавный и безболезненный характер. В обществах же, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, политическая социализация осуществляется стихийно и противоречиво, основным ее типом становится конфликтный. Утрата или отторжение прежних идеалов, разрушение механизмов их трансляции вызывают политическую аномию и отчуждение личности от политики.
Кризис политической социализации и десоциализация характерны для современной России. Эти явления по разным причинам имели место и на Западе, в частности, в конце 60-х - начале 70-х годов. Однако именно в нашей стране они приобрели поистине всеобъемлющие масштабы. Молодые поколения не знают, во что верить, что дозволено и как отстаивать свои права в цивилизованных формах. Старшие возрастные группы утратили прежние политические ориентиры, не обретя новые. Отчуждение людей от политики, рост политического абсентеизма тормозят проведение реформ. Без преодоления кризиса политической социализации невозможно становление в России гражданского общества.
Назад | Содержание | Вперед |