6.5. Лабораторные занятия
Лабораторное занятие - один из видов самостоятельной работы студентов, интегрирующий теоретические знания, умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке специалистов, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. Термин «лаборатория» (лат. labor труд, работа, трудность) с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникающих научных и жизненных задач. Проведение лабораторных работ обязательно и предусмотрено рабочими учебными программами. Выполнение лабораторных работ сопровождается записью получаемых данных и графическими изображениями изучаемых явлений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте.
Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Из общеметодических рекомендаций можно отметить следующие: совместная групповая работа, выполнение упражнений и формирование единства мыслительной и практической деятельности обучающихся [9].
Совместная групповая деятельность - одна из эффективных форм. Ее конкретная ориентация зависят от усилий педагога. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе. активизируя их мыслительную, повышали продуктивность познавательного процесса, формировали умения и навыки проведения исследований.
Упражнения - важнейшая сторона любой формы практического занятия. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиции теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений и навыков в решении различной трудности и сложности задач, графическом оформлении результатов исследовательской работы, уточнении категорий и понятий данной науки и др. Проводя упражнения со студентами, следует специально обратить внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию. Осознанное понимание определения, умение его самостоятельно сформулировать повышает результативность процесса обучения и формирует компетентность самостоятельного проведения учебного исследования.
Назад | Содержание | Вперед |