7.5. Диагностика познавательной деятельности и способностей учащихся

  Результаты учебной деятельности во многом зависят от уровня развития познавательных процессов и способностей учащихся. Между познавательными процессами и способностями существует неразрывная связь. В основе каждой познавательной способности лежит определенный когнитивный процесс. Если когнитивный процесс обеспечивает успешное выполнение познавательной деятельности, то он тогда рассматривается как соответствующая познавательная способность. Таким образом, с этой точки зрения, познавательные способности полностью отождествляются с когнитивными процессами. Но единство каких либо явлений, как известно, не означает их тождество. Хотя познавательные способности могут существовать только в единстве с когнитивными процессами, но функции, очевидно, они выполняют разные.
  Когнитивные процессы, по-видимому, осуществляют, главным образом, отражательную функцию, тогда как познавательные способности - побудительную и регулятивную. Когнитивные процессы осуществляют обнаружение, отбор, хранение и переработку поступающей на органы чувств информации. Познавательные способности побуждают личность преобразовывать полученную информацию в разнообразные формы психического отражения действительности: образы, представления, мысли, взгляды, понятия, идеи, планы, проекты, гипотезы, концепции, теории. От познавательных способностей зависит не только возникновение всех этих форм отражения, но и их четкость, ясность и оригинальность. Познавательные способности не только побуждают к созданию новых форм отражения, но и регулируют сам процесс их создания.
  Существует множество методик диагностики перцептивных, мнемических, интеллектуальных и вербальных процессов и способностей. Но все эти методики направлены на диагностику отдельно взятых познавательных процессов и способностей и не могут дать общей картины функционирования познавательной деятельности и способностей учащихся. Поэтому возникла необходимость в создании такой методики, при одноразовом использовании которой можно было получить всю необходимую информацию для диагностики основных познавательных процессов и способностей.
  Возможность создания комплексной методики обусловлена тем обстоятельством, что познавательная деятельность имеет целостный характер, который обеспечивается благодаря включению в процесс познания языка и речи. Речь пронизывает все психические процессы, придавая им произвольный, осмысленный характер. Отсюда вся познавательная деятельность имеет осознанный характер и приобретает определенную интеллектуальную направленность. В зависимости от формы и содержания когнитивных процессов познание может приобретать наглядно-действенный, образный и отвлеченный характер.
  В основе комплексной методики лежит речевой характер информации, воспринимаемой и усваиваемой учащимися в процессе обучения. Главным источником информации для учащихся является речь учителя и текст учебника, излагающий содержание темы. Каждый учащийся, в зависимости от преобладания наглядно-действенного, образного и отвлеченного компонента, лучше всего усваивает ту информацию, которая соответствует особенностям его интеллекта.
  Для того, чтобы дать количественную и качественную характеристику познавательных процессов и способностей учащихся, необходимо прежде всего зафиксировать объем воспринимаемой речевой информации и дать классификацию языковых средств, посредством которых она закодирована. С этой целью подбирается текст, в котором должно быть дано описание предметов и явлений, связей и отношений между ними, а также действия, совершаемые ими или с ними. Затем подсчитывается количество слов с отвлеченным смысловым содержанием, образным и наглядно-действенным.
  Объем информации и ее сложность должны соответствовать возрастным возможностям учащихся. Подготовленный таким образом текст зачитывается учащимся, после чего предлагается изложить его письменно и изобразить в рисунках описанные в тексте предметы, явления и действия, осуществляемые ими или с ними. Текст изложения должен быть озаглавлен самим учащимся.
  Содержание изложений учащихся и их рисунки анализируются и заносятся в таблицу, где указывается, какая словесная информация была воспринята, как воспроизведена и осмыслена.
  Таблица 1. Результаты познавательной деятельности.
  Заполняется таблица следующим образом.
  1. В графе “восприятие информации” указывается:
  1 - количество слов в тексте с отвлеченным смысловым содержанием;
  2 - количество слов с образным содержанием;
  3 - количество слов с наглядно-действенным содержанием.
  2. В Графе “воспроизведение” указывается:
  1 - количество слов с отвлеченным смысловым содержанием, имеющихся в изложении учащегося;
  2 - количество слов с образным содержанием;
  3 - количество слов с наглядно-действенным содержанием.
  3. В графе “осмысление” указывается:
  1 - количество связей отвлеченного характера;
  2 - количество связей образного характера;
  3 - количество связей наглядно-действенного содержания.
  4. В графе “образное отражение” указывается:
  1 - общее количество изображенных в рисунке объектов;
  2 - группировки объектов.
  На основе анализа результатов познавательной деятельности при усвоении текста создается возможность для определения уровня проявления познавательных способностей учащихся. Для этого заполняется таблица 2, где дается оценка в баллах мнемических, интеллектуальных, репродуктивных и вербальных способностей учащихся.

Таблица 2. Уровни проявления познавательных способностей.

  Мнемические способности: 1 - оцениваются на основе запоминания слов, имеющих отвлеченное смысловое содержание; 2 - оцениваются на основе запоминания количества слов, имеющих конкретное содержание.
  Интеллектуальные способности: 1 - оцениваются на основе умения понять главную мысль текста; 2 - оцениваются на основе умения понять конкретные связи в тексте.
  Репродуктивные способности: 1 - оцениваются на основе наличия правильного представления о ситуации, описанной в тексте; 2 -оцениваются на основе наличия правильных связей между образами.
  Вербальные способности: 1 - оцениваются на основе богатства лексики языка; 2 - оцениваются на основе правильного использования семантики языка.
  По каждому критерию проявления способностей выставляется балл. Балл “0” выставляется при низком проявлении способностей, когда результаты познавательной деятельности ученика значительно ниже того, что требуется при усвоении текста. Балл “1” выставляется при среднем уровне проявления способности, когда усвоение информации, заложенной в тексте, происходят наполовину. Балл “2” выставляется при высоком уровне проявления способностей, когда показания ученика соответствуют требованиям текста.
  Общий балл при наличии суммы баллов по всем способностям от 1 до 6 оценивается как показатель низкого уровня проявления познавательных способностей. Общий балл при наличии суммы баллов от 7 до 12 оценивается как показатель среднего уровня проявления способностей. Общий балл при наличии суммы баллов от 13 до 16 оценивается как показатель высокого уровня проявления способностей.
  Таким образом, эта методика дает возможность одновременно диагностировать не только отдельно взятые познавательные способности, но и оценить общий уровень их общего развития. При наличии низкого уровня проявления той или иной познавательной способности имеется возможность развить ее путем специальной тренировки, используя для этого соответствующие методики, описанные в специальной литературе.

Литература

  Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.
  Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
  Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.
  Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
  Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971.
  Карпов В.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. “Знание”, РСФСР, 1990.
  Познавательные процессы и способности в обучении. М., 1990.
  Сергеев К.К. Школьная психодиагностика. Херсон, 1988.
  Сорокун П.А. Комплексное изучение познавательной деятельности и познавательных способностей учащихся. Сб. Психолого-педагогические проблемы сознания и деятельности. Псков, 1997.
  Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.
  Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.

Назад Содержание Вперед