5.1. Личное свойство Бога Отца
Бог Отец «ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден». Значит, отличительное свойство Его есть нерожденность или безначалие, то есть независимость по бытию от другого начала. Такая безначальность принадлежит только Ему единому. Хотя Сын и Дух тоже безначальны, но не по отношению к происхождению, а только по отношению ко времени: оба они имеют свое начало в Отце, только не во времени. Священное Писание содержит ясные указания на личное свойство Бога Отца. Так о безусловной безначальности Его Сам Спаситель говорит: «ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал жизнь иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5 : 26). На свойства отечества указывают многочисленные места Священного Писания, в которых Бог Отец называется Отцом по отношению к Сыну: например, «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына» (Мф. 11 : 27). «Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5 : 23).
Но особенно ясно указывается на это свойство Отца в словах Его Самого к Сыну: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Пс. 2 : 7). Во всех этих местах Отец называется Отцом по отношению к Сыну Божию не в переносном (нравственном) смысле, в каком Он называется в Писании Отцом Израиля, Отцом христиан, Отцом всех людей, а в смысле собственном — метафизическом.
На свойство изведения Отцем Духа Святого яснейшее указание находим в словах Спасителя: «Дух Истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15 : 26).
Что касается того, как Отец рождает Сына и изводит Святого Духа, в чем различие между рождением и изведением, то это тайна божественной жизни, непостижимая для разума. «Не отчаивайся, — говорит святой Григорий Богослов, — даже ангелы не способны понять это, а не только ты. Хочешь ли, объясню тебе, как родился? Как — ведают это родивший Отец и рожденный Сын». «И хотя мы научены, — говорит святой Дамаскин, — что есть различие между рождением и исхождением, но в чем состоит это различие и что такое рождение Сына и исхождение Святого Духа от Отца, этого не знаем». Можно сказать только, что рождение и исхождение должны быть представляемы, как акты вечные, как вечные образы бытия в божественной Троице. Отец безначально и нескончаемо рождает Сына и изводит Святого Духа. Как одинаково вечные, рождение и изволение совершаются совместно, совпадают хронологически, и логически, а не так, что одно совершается прежде, а другое после. Сын вечно сорождается с Духом. Дух вечно соисходит с рождающимся Сыном. Наконец, сообразно с духовностью и простотою природы Божией рождение и изведение в Боге должны быть мыслимы совершающимися духовным образом, бесстрастно, без всякого чувственного содействия. Для приближения к уразумению тайны вечного рождения и исхождения отцы Церкви позволяли себе прибегать к аналогии. Так, святитель Григорий Нисский пояснял: луч имеет бытие не сам от себя, а от солнца, следовательно, он рождается от солнца, но не после него, а вместо с ним, потому что как только явилось солнце, явился и луч, и пока будет существовать солнце, вместе с ним будет существовать и луч. Так и Сын в Своем рождении собезначален Отцу.
Другая аналогия: человеческий дух — мысль и слово. Мысль и слово связаны между собой так, что нельзя представить ни мысли без слов, ни слова без мысли, но они все-таки различаются и между собою и от человеческого духа. Однако все эти аналогии имеют только относительное значение, то есть только отчасти способствуют уразумению тайны.
Назад | Содержание | Вперед |