4.1.3. Основные учения о праве

  Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Это "вечно" протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что "юристы до сих пор ищут своё определение права". В силу того, что право находится как бы на "перекрёстке" удовлетворения интересов различных социальных групп, слоёв, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.
  Существуют следующие основные концепции права: естественно-правовая, историческая, нормативист- ская, материалистическая, психологическая, социологическая.
  Естественно-правовая теория наиболее логически завершённую форму получила в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями её являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и др.
  Главными идеями этого учения выступают следующие:
  1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;
  2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;
  3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.
  Историческая школа права сформировалась в конце XVIII - начале XIX в. Её представителями были: Г. Гуго, К.Ф. Савиньи, Г. Пухта и другие.
  Основные идеи названной доктрины:
  1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;
  2) право - это прежде всего правовые обычаи (т. е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";
  3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.
  Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями её были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие.
  Основные идеи данного учения заключаются в следующем:
  1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;
  2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;
  3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.
  Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Её представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие.
  Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:
  1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;
  2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счёте определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;
  3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством.
  Психологическая теория права наиболее логически завершённую форму получила в XX в. Представители: Л. И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие.
  Основными идеями этой доктрины являются:
  1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;
  2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);
  3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д.
  Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С. А. Муромцев, Р. Паунд считаются её ведущими представителями.
  Основные идеи заключаются в следующем:
  1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;
  2) под правом понимаются юридические действия, практика, правопорядок, применение законов и т.п. Право - это реальное поведение субъектов правоотношений: физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права;
  3) формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.
  Таким образом, в историческом контексте право оценивалось и оценивается по-разному. Названные теории есть самые заметные вехи в процессе правопонимания, в изменении юридического мировоззрения общества. Далеко не случайно, что эти учения не раз уже были востребованы практикой. Каждая из перечисленных доктрин имеет как положительные, так и отрицательные моменты. И плюсы, и минусы важно знать и иметь в виду при характеристике теорий.

Назад Содержание Вперед