6.2. Сущность права
В вопросе о сущности права существуют два основных подхода, которые мы затрагивали в предыдущем параграфе: классовый и надклассовый (общесоциальный).
1. Классовый подход выражен в марксистско-ленинской теории. До недавних пор сущность права рассматривалась только с марксистско-ленинских позиций. Марксистско-ленинское понимание сущность права базировалось на определении, данном в «Манифесте Коммунистической партии» (1848 г.). В этом документе Маркс и Энгельс, обращаясь к буржуазии, писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Данное положение было положено в основу марксистско-ленинского понимания сущности права, и советская ТГП, исходя из этого положения, определяла право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса.
Таким образом, право рассматривалось как (сторонники марксизма- ленинизма выделяли следующие признаки, характеризующие сущность права):
а) право есть воля, т.е. целенаправленный интерес;
б) право - это не просто воля, а классовая воля, воля определенных классов (отсюда вытекал классовый характер права; право - классовое явление);
в) право - это классовая воля, возведенная в закон, т.е. получившая общеобязательное значение, навязанная всему обществу. Возвести в закон волю - это, значит, сделать её обязательной для всех. Таким образом, воля одного становится законом жизни всего общества;
г) право - это воля, обусловленная, в конечном счете, экономическим базисом общества (согласно марксизму-ленинизму именно производственные отношения определяют общественные отношения). В марксистско- ленинском понимании право является орудием классового господства.
2. Надклассовый. Современное право нельзя рассматривать с классовых позиций, т.к. современное право перестало быть орудием классового господства (борьбы). На сегодняшний день право выступает, как орудие социальных компромиссов и направлено на достижение согласия в обществе, оно пытается выразить и защитить общие интересы. Согласно мнению проф. Алексеева С.С., право - это явление культуры, оно вбирает в себя все достижения цивилизации, и, в первую очередь, впитывает в себя идеи нравственности, право базируется на определённых нравственных началах.
Представители нравственного (естественно-правового) подхода видят сущность права в мере свободы, мере справедливости.
Марксистско-ленинская трактовка не раскрывает богатства содержания права, т.к. любая правовая система отражает не только классовую волю, но вбирает в себя всё богатство достижений данной эпохи.
Право - единственный и мощный регулятор общественных отношений, и оно действительно может выступать орудием классового господства. Но только ли это составляет сущность права? Наука старается обогатить себя достижениями различных теорий, синтезировать их. Подходы в понимании права сводятся к различным пониманиям сути права. Таким образом, право можно рассматривать как ведущий регулятор общественных отношений, орудие социального управления.
Надклассовый подход в понимании сущности права выражен в различных немарксистских теориях: естественного права, юридического позитивизма, солидаризма, нормативизма, социологической юриспруденции, психологической теории права. Все эти теории по-своему объясняют сущность права.
В современной отечественной ТГП сущность права рассматривается по-разному. Одни исследователи считают, что сущность права имеет две стороны: классовую и общесоциальную. В различные исторические эпохи на первый план выступает либо классовая, либо общесоциальная сторона.
Другие исследователи полагают, что в прошлом право носило классовый характер, современное же право утратило классовый характер и превратилось, как и государство, из орудия классового господства в орудие социальных компромиссов. Общесоциальная сущность права выражается в том, что оно служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, а общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Так, право - это не просто свобода, а свобода, защищенная и гарантированная от посягательств.
Назад | Содержание | Вперед |