3.3.1. Основные свойства восприятия
Восприятие (перцепцию) как психический процесс можно определить следующим образом:
• восприятие - целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств;
• восприятие - совокупность ощущений, в свою очередь, ощущение - составная часть восприятия.
Физиологической основой восприятия является согласованная деятельность нескольких анализаторов.
В процессе восприятия формируются перцептивные образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление. Образ представляет собой субъективную форму объекта; он является порождением внутреннего мира данного человека. В процессе формирования образа на него воздействуют такие компоненты личности человека, как установки, интересы, потребности, мотивы. Процесс формирования образа схематично показан на рис. 4.
Восприятие можно классифицировать по разным основаниям:
1. по виду преобладающего анализатора
1.1. зрительные
1.2. слуховые
1.3. обонятельные
1.4. осязательные
1.5. вкусовые
2. по целям деятельности
2.1. преднамеренное
2.2. непреднамеренное
3. по форме существования
3.1. В. Пространства
3.2. В. Времени
3.3. В. Формы
Рис. 4. Процесс формирования образа
Можно выделить ряд свойств восприятия.
• Константность - поддерживается постоянство воспринимаемой величины, формы, цвета предметов при изменении расстояния до них, ракурса, освещенности.
• Целостность - образы предметов представляют собой совокупность многих их качеств и характеристик.
• Избирательность - воспринимаются лишь те предметы, которые представляют для человека наибольший интерес.
• Предметность - имеет место отражение действительности в виде конкретных предметов (различение фона и предмета).
• Апперцепция - восприятие зависит от прежнего опыта.
• Осмысленность - воспринимаемые предметы трансформируются через вторую сигнальную системы, т.е. описываются словесными понятиями.
• Процесс восприятия описывается рядом законов:
• сходства - фигуры, сходные по каким-либо признакам, в восприятии объединяются и группируются;
• близости - близко расположенные фигуры имеют тенденцию к объединению;
• «Общей судьбы» - фигуры, в которых наблюдаются сходные изменения, часто объединяются;
• замкнутости - замкнутые фигуры воспринимаются лучше;
• группировки без остатка - психика старается так группировать фигуры, чтобы не оставалось ни одной отдельно расположенной фигуры.
Назад | Содержание | Вперед |