1. Институты брака и семьи

  Функционирование брачно-семейных отношений, семейного образа жизни как взаимосвязи супружества-родительства-родства изучает социология семьи. В дореволюционный период предпосылки формирования этой теории «среднего уровня» были заложены российскими исследователями М.М.Ковалевским, М.М. Рубинштейном, П. Сорокиным и другими.
  С середины З0-х до середины 60-х гг. проблемы семейно­брачных отношений практически не изучались. В период с 60-х по 80-е годы отечественными исследователями был накоплен значительный объем информации в этой предметной области, но доминирование методологии исторического материализма ограничивало его теоретическое осмысление.
  Брак - это исторически изменяющаяся форма общественного регулирования отношений между полами, составляющая основу семьи. От характера брачных отношений в значительно мере зависят количественные и качественные показатели воспроизводства населения, физическое и духовное состояние новых поколений.
  Социология классифицирует исторические формы брака по нескольким основаниям.
  В зависимости от размеров и структуры брачной группы различаются:
  - моногамия - брачный союз одного мужчины и одной женщины. Она могла быть либо пожизненной, либо допускающей развод;
  - полигамия - брачный союз более чем двух партнеров, разновидностями которого были полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество).
  Полигиния признана одной из мировых религий - исламом. Она связана с кочевым образом жизни восточных народов, сопровождавшимся частыми конфликтами из-за пастбищ и территорий для стойбищ скота, что приводило к высокому уровню смертности среди мужчин. Это и послужило мотивом для признания исламом возможности иметь несколько жен. Но даже на Востоке многоженство является привилегией богатых мужчин.
  Полиандрия - многомужество - представляет собой форму брака, при которой одна женщина одновременно состои в браке с несколькими мужчинами. Это явление было широко распространено в Индии, Тибете и горных районах других стран, где географические и природные условия не позволяли каждому из сыновей создать собственную семью и обеспечить ее существование. В такой ситуации сыновья были вынуждены вступать в брак с одной женщиной. Этот тип семьи изжил себя с возникновением промышленного производства, востребовавшего большое число работников из сельского хозяйства.
  С появлением первобытного рода возник групповой брак в двух формах - экзогамии и эндогамии. Первая из них означала абсолютное запрещение половых отношений внутри рода и вступление в такие отношения только с членами другого рода. Вторая предполагала половые отношения только с членами того же рода. Общая тенденция развития отношений между полами - переход от нерегулируемых к их ограничению и вытеснению моногамией. Парный брак возник из потребности в стабилизации и общественном регулировании отношений между половыми партнерами.
  Семья как социальный институт существует тысячелетиями и выполняет три основные функции - воспроизводства населения, социализации личности и хозяйственно - бытовую. Она представляет собой более сложный институт, чем брак, поскольку создает широкий круг родственных отношений (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т. д. ).
  В зависимости от количества поколений в семье различают семью нуклеарную и расширенную. Семья нуклеарная включает только два поколения - родителей - супругов и их детей. Семья расширенная состоит из трех и более поколений, которые проживают совместно и ведут общее хозяйство.
  Существуют и другие основания для классификации семей. Различают в зависимости от главенства в семье мужчины или женщины патриархальную и матриархальную семью, по числу родителей полную ( когда имеются оба родителя) и неполную (когда отсутствует один из родителей), по числу детей - бездетную. однодетную и многодетную.
  Основные социологические подходы к изучению семьи состоят в следующем:
  - интеракционистский подход, заключающийся в исследовании взаимодействия членов семьи с учетом их статусов и ролевых позиций;
  - структурно-функциональный подход, для которого характерен анализ семьи как системы, соотносимой как с внешними системами, так и с внутренними подгруппами (брачная пара, братья и сестры, другие родственники);
  - ситуационный подход, фиксирующий внимание на ценностях и нормах в сфере семейных отношений;
  - институциональный подход, связанный с исследованием роли и места семьи в системе социальных институтов;
  - эволюционный подход, в рамках которого в системном виде используются различные подходы.

Назад Содержание Вперед