1.2. Источники и формы права. Нормативно-правовой акт
Понятия «форма права» и «источник права» тесно взаимосвязаны, но не тождественны. «Форма права» показывает, как содержание права выражено вовне, т.е. внешнее выражение правовых норм, а «источник права» - истоки формирования права. Под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую её нормативное содержание получает формальную определенность и обязательность.
Выделяют четыре основных формы права:
1) Нормативный правовой акт - это официальный документ уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы. Нормативно-правовой акт содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные таким актом.
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон представляет собой нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой и принимаемый в особом порядке. Закон содержит правовые нормы, которые регулируют наиболее важные стороны общественной государственной жизни. Подзаконный акт обладает меньшей юридической силой по сравнению с законом, должен быть основан на законе и не противоречить ему.
2) Правовой обычай - это сложившееся в результате многократного, длительного применения, общепризнанное (в том числе государством) и повсеместно используемое в какой-либо сфере социальных взаимодействий правило, официально не зафиксированное в каком-либо нормативно-правовом акте.
Наиболее широко правовые обычаи применяются в банковской практике, коммерческом обороте, сфере страхования, международной торговле. Иногда отсылка к правовому обычаю прямо дается в законе или ином нормативном акте. Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо сфере предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе.
3) Нормативный договор - это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.
Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.
В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.
Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие. Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.
В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых может составлять коммерческую тайну, нормативный договор характеризуют публичность, общедоступность договорных условий, иногда - официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.
Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.
Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.
4) Правовой прецедент - это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение.
Прецедентом является не все судебное решение, а отдельное, вновь сформулированное правоположение общего характера, ранее не зафиксированное в каком-либо нормативном акте. Прецедент служит эталоном (моделью, критерием) при рассмотрении судами аналогичных дел.
В странах англо-саксонского права судебный прецедент является ведущим источником права. В российской правовой системе, несмотря на безусловный приоритет нормативноправового акта, прецедентное право также имеет место. Например, решения Конституционного Суда РФ содержат целый ряд правил- прецедентов.
Назад | Содержание | Вперед |