1.2.2. Варианты решения ГЭП
Универсального подхода к решению глобальных экологических проблем еще не выработано, и есть серьезные основания полагать, что вряд ли он существует. С другой стороны, очевидно, что ни административнокомандные методы, ни рыночные отношения не в состоянии предложить действенного механизма решения экологических проблем. Речь должна идти о комплексе мер, предусматривающих сочетание рыночных механизмов и государственного регулирования. Столкновение интересов национального развития отдельных государств серьезно препятствует выработке согласованных позиций по целому ряду принципиальных проблем. В этой ситуации перспективным направлением международной экологической деятельности может стать региональное сотрудничество.
Условно можно говорить о нескольких направлениях выхода из глобального экологического кризиса:
• экосоциализм;
• новый тоталитаризм;
• рыночные отношения.
Разработкой концепции экосоциализма, появившейся на рубеже 70-80-х годов XX века, занимались, прежде всего, социал-демократы (К. Амели, К. Таубе, И. Штрассер). Данная концепция предлагает в качестве выхода из современного экологического тупика увеличение экологического компонента в теории демократического социализма. Речь идет об обеспечении экологической безопасности личности, развитии альтернативного экономического сектора, основанного на безопасных технологиях; распространении экологической информации, просветительских программ, усилении роли гражданских экологических инициатив.
Новый тоталитаризм (без капиталистического (фашизм) или социалистического (сталинизм) уклона) видит в качестве стабилизации экорадикализм. При новом тоталитаризме контроль над обществом будет принадлежать узкой информационной олигархии. Н.Н. Моисеев видит главную причину появления неототалитаризма в ТНК. Такая ситуация, по его мнению, приводит к феномену экологического колониализма, к постепенному истощению ресурсов, ускоряющемуся обеднению стран третьего мира и росту сопротивления (даже в виде терроризма) давлению мира ТНК.
Рыночные механизмы в экологической политике. Неэффективность механизмов командно-административной экономики в сфере охраны окружающей природной среды привела к введению системы «рыночных» межгосударственных отношений в сфере мировой экологической политики. Впервые использование рыночных инструментов было провозглашено Европейским экологическим советом в середине 80-х годов. Речь идет о комплексе мер, объединенных формулировкой «загрязнитель платит», и включающем в себя штрафы за выбросы и их лицензирование, продуктовые платежи (налоги), налагаемые на продукцию, создающую загрязнение в процессе ее производства, потребления или утилизации; оплату расходов на ликвидацию экологического загрязнения и его последствий, а также на мониторинг, производимый нарушителем установленных экологических норматив.
Проявлением рыночных подходов выступает межгосударственная торговля квотами на выброс парниковых газов. Она основана на принципе: любое увеличение количества выбросов или объема использования природных ресурсов в одном месте должно быть сбалансировано эквивалентным сокращением количества выбросов в другом. С момента принятия Киотского протокола не прекращается обсуждение идеи торговать квотами. Заинтересованность, прежде всего, по экономическим соображениям, одних государств наталкивается на сопротивление других. Для России вопрос продажи квот на выбросы имеет особое значение. Уровень экономического развития позволил нам без опасения принять в 2006 году условия Киотского протокола. В США другая ситуация. Они реально превышают установленные квоты, поэтому согласились подписать протокол только в 1999 году и до сих пор его не ратифицировали. Развивающиеся страны отказываются присоединиться к Киотскому протоколу, считая главными загрязнителями развитые державы. В то же время пока нет единого мнения в том, как измерить выбросы и определить квоты, какова должна быть цена на них. Многие исследователи опасаются, что торговля квотами приведет к увеличению выбросов.
«Рыночные идеи» распространились на торговлю «кислородом». Речь идет о неравномерном распределении выработки и потребления кислорода разными странами. Так, Бразилия, Россия, Канада, Аргентина, Венесуэла, Мексика, Турция, Финляндия, Китай являются донорами кислорода, а к странам-потребителям относятся США, Англия, Германия, Италия, Франция, Польша, Румыния, Чехия, Южная Корея, Япония и многие другие.
К рыночным путям решения экологических проблем можно отнести предложение немецких «зеленых» заключить «новый договор поколений» на путях «социально-экологической модернизации», суть которой состоит в согласии населения пойти на относительно кратковременные экономические жертвы для обеспечения долгосрочного экологического и социального обновления государства.
Применительно к рыночным механизмам следует учитывать, что их побочным действием может стать аргумент, что разрешена любая деятельность, если внесена плата за загрязнение окружающей среды. Реальная польза от принципа «загрязнитель платит» будет только при условии расходования этих средств на природоохранные мероприятия.
Поиск эффективных природоохранных механизмов неотделим от формирования единой стратегии мирового экологического развития. В качестве таковой рассматривается принятая на второй международной конференции по охране окружающей природной среды в 1992 году Стратегия устойчивого развития. Однако время показало, что и она не является панацеей ото всех бед. Чтобы понять причины этого, необходимо проанализировать глобальные модели более ранних поколений и последующие варианты возможных экологических сценариев.
Назад | Содержание | Вперед |