1.3. Гуманизация и гуманитаризация системы образования

  Переход к новой личностной парадигме ведущая тенденция современного образования и в целом педагогического сознания общества в конце ХХ-го столетия. Имеются все основания полагать, что знаниево-просветительская парадигма, господствовавшая в образовании на протяжении многих веков, исчерпала свои возможности. Во-первых, объем знаний даже для самой общей ориентировки в нем стал почти непостижимым! Во-вторых, стало ясно, что функция образования далеко не сводится к знаниевому насыщению человека. Жизненная практика уже не раз убедительно показала, что широта и энциклопедичность познания поразительно уживаются с недообразованностью человека в собственно человеческом аспекте. Смена парадигм в данном случае выступает как закономерное восхождение к более целостному пониманию самого феномена образованности, в структуру которого теперь необходимо должны войти не только "знаниевый", деятельностный и творческий опыт, но и опыт собственно духовно-личностной самоорганизации человека, связанный с выполнением выполнением им смыслопоисковых, рефлексивных, самооценочных, жизненно-планирующих и др. функций (компетентностных). Система педагогических идей, принципов и технологий, рассматривающая последнее в качестве специальной сферы образовательной деятельности, и образует концепцию личностно­ориентированного образования.
  При этом разумеется, речь идет не о "вреде" знаний, о недооценке других составляющих образовательного процесса, а о ограниченности знаниевой парадигмы как стиля мышления. Знание же как таковое безусловно универсальный критерий образованности, поскольку даже личностный опыт индивида и другие продукты его рефлексии в конечном счете имеют форму знания, только может быть с несколько иными свойствами и иной предметной сферой.
  Переход к личностной парадигме закономерный итог развития образовательного мышления человека: на смену поверхностно­предметному освоению мира приходит глубинно смысловое постижение мироздания человеком как субъектом космосогенеза. "Зачем нам знания ? вопрошает известный педагог Ш.Амонашвили без личностной страсти творить ими добро, а не зло для людей, делиться ими с другими, приносить облегчение людям?.. "
  Стремительный (почти катастрофический!) рост знаний вызвал бурное развитие систем и технологий образования с соответствующей знаниевой ориентацией. Одновременно развивалась методологии образовательных проектов, направленных на обеспечение высокого качества знаний. Отсюда стандартизация, модульность, технологизация обучения. Знаниевая педагогика обслуживает предметную ориентировку и практическую деятельность человека. Нужно ли образовывать человека в области деятельности по самостроительству своего личностного мира ,а не только в предметной сфере? Положительный ответ на этот вопрос сегодня очевиден. И поэтому есть все основания полагать, что смена парадигмы, при которой знания считались единственным продуктом образования, неизбежна.
  Большинство педагогических теорий и адекватная им образовательная практика ориентировались не на развитие учащегося как субъекта образования, а на достижение им определенного знаниевого стандарта. Под знанием в структуре традиционного образования понималось, как правило, знание основ наук, которое абстрагировалось от того социокультурного контекста, в котором оно добывалось. Такое отделение понятийного содержания от личностного контекста безусловно характерная черта человеческого мышления. И она вполне устраивает нас до той поры, пока речь не пойдет об образовании человека как целостности, о становлении его сущностного начала, т.е. его личности. Перефразируя известную христианскую заповедь, можно сказать, что не о научном знании едином жив человек. К примеру, знакомясь с современным естествознанием, он должен пережить драматическую судьбу физики, молекулярной биологии или прикладной математики последнего столетия наук. Коллизии их развития являют столкновения разума и природы, духа и косной материи, постижения общекосмических законов и поиска смысла их познания для самого человека. Еще более весомым личностно­развивающим потенциалом обладают гуманитарные предметы, в центре внимания которых находится личностно-смысловая сфера человека. В гуманитаризации нуждается собственно не преподаваемая наука, а сама деятельность по ее изучению, стиль мышления педагога, в сознании которого представление об успеваемости как абсолютной ценности должно перерости в представление об абсолютной ценности личности. В руках технократа и Достоевский будет косным бездушным предметом!
  Поворот образования к личности обусловлен общим кризисом технократической цивилизации. Личностная парадигма противостоит централизму и единообразию в образовании; экстенсивному росту объема знаний и при сокращении "пространства" осмысления и рефлексии; приданию учебному процессу внешних гуманитарных форм без изменения существа деятельности субъекта учения, редукции всего многообразия содержания образования к знаниевому опыту. Кризис технократизма приводит к осознанию ценностей образования и в первую очередь его ведущей цели личности. Личность в новой парадигме рассматривается вне зависимости от ее функциональной значимости, соответствия какой-либо политической или идеологической модели. Переход к личностной парадигме не означает, таким образом, отказа от знаниевого образования. Последнее лишь становится частью целого образования личности.
  При построении такой образовательной системы уже не может быть применена традиционная системо-техническая методология. Последняя "оказалась неспособной к решению проблемы конфигирирования описаний различных детерминант человеческого поведения и его организации в различных планах: культурном, ценностном, профессиональном и т.п."
  Такая методология была пригодна для знаниевой педагогики, где проектировалась предметная деятельность обучаемого, ведущая к усвоению понятий, способов деятельности, творческого опыта в определенной предметной сфере. Педагогика личности ведет речь о личностном смысле. Его нельзя передать или усвоить. и тем более никакая предметная деятельность не гарантирует образования желательного нам смысла. Сама природа личности ограничивает возможность влияния на нее извне. Отсюда нужда в иной, гуманитарной методологии педагогики, в которой, как и во всякой гуманитарной сфере утверждаются и реализуются категории авторства, уникальности, субъектности участников учебного процесса, диалога культур, эстетической целостности мироздания, игры творческих сил познающего и преобразующего мир человека.
  Большинство практических проблем, которые здесь возникают, касаются взаимоотношений между интересами личности и общества, между правами подрастающего поколения на образование и реальными возможностями государства, к этому же аспекту относятся и гарантии выпускникам вуза на получение достойной работы в соответствии с полученным образованием, и ответственность вуза за качество подготовки молодых специалистов, и внутривузовская регламентация отношений “студент-преподаватель”, “студент-администрация”. К гуманистическим аспектам системы образования мы относим и создание творческой атмосферы в обучении специалиста, и обеспечение возможностей общекультурного развития студентов, материальные аспекты студенческой жизни, организацию досуга студентов. Ориентация на гуманистические идеалы предполагает приоритетность интересов личности перед государством, студента перед администрацией.

Сравнительная характеристика основных идей и принципов традиционного и гуманистического образования

  Другими словами, если мы действительно желаем реализовать идеалы гуманизма в системе высшего образования, то мы должны исходить из приоритета личности перед любыми надличностными институтами. Но легче провозгласить этот лозунг, чем осуществить его на деле.
  Гуманизация образования всех уровней важнейшая задача, стоящая перед российским образованием в настоящее время. Обращение к этой проблеме во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек. К сожалению, поворот сферы образования к человеку произошел у нас сначала в инновационной деятельности школ, а уже потом его начала осмысливать педагогическая наука, которая еще и сегодня не готова ответить на многие вопросы теории и практики гуманистического образования. Идет совместный поиск ученых и педагогов практиков, чтобы выявить содержание и технологии гуманистического образования. В этом поиске, с одной стороны, формируется гуманистическая педагогическая культура, в которой реализуется динамическая система педагогических ценностей, творческих способов деятельности и личностных достижений педагогов и воспитанников. С другой стороны, реализация технологического подхода позволяет дать достаточно высокую гарантию результата и описание опыта в виде, позволяющем переносить его.

Назад Содержание Вперед