4. Установление опеки и попечительства над совершеннолетними

  Опека может устанавливаться не только над малолетними детьми, но также и над гражданами, признанными недееспособными. На содержание дееспособности более не оказывают влияния возрастные факторы. Однако способности гражданина к волевым осознанным действиям могут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами. При наличии указанных проявлений необходимо защитить имущественные интересы этого гражданина или его семьи. Этой цели служит признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими веществами.
  Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, признается недееспособным.
  В этом случае гражданин не вправе совершать вообще никаких сделок, включая мелкие бытовые. От его имени все сделки совершает опекун.
  Злоупотребление гражданином спиртными напитками или наркотическими веществами само по себе достаточно свидетельствует о необходимости вмешательства в его действия со стороны государства, однако гражданское право не имеет цели наказать их за подобные злоупотребления.
  Регулирование имущественных отношений в ситуации с гражданами, злоупотребляющими спиртными напитками или наркотиками, предполагает вмешательство государства только при условии, что этот гражданин своими действиями ставит в тяжелое материальное положение всю семью. Ограничение дееспособности имеет целью защиту имущественных интересов семьи.
  Если одинокий гражданин злоупотребляет спиртными напитками и вследствие этого пропивает собственное имущество, можно ставить вопрос о его лечении, но основания для ограничения его дееспособности нет.
  В отличие от признания лица недееспособным, при ограничении дееспособности гражданин вправе сам совершать все сделки при условии, что имеется согласие попечителя. Лишь одну категорию сделок он вправе совершать, не спрашивая согласия — мелкие бытовые сделки.
  Перечень оснований для ограничения дееспособности граждан в законе исчерпывающий, однако практика показывает необходимость введения дополнительных оснований, в частности, поставить в тяжелое материальное положение семью можно и азартными играми и рискованным ведением предпринимательской деятельности и неуемным коллекционированием и т. д.
  Опекунами или попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Являясь законными представителями подопечного, опекуны и попечители вправе распоряжаться доходами подопечного им гражданина самостоятельно, если эти расходы направлены на содержание самого подопечного. Во всех остальных случаях опекуны и попечители обязаны получать предварительное разрешение органов опеки и попечительства, особенно это касается сделок, направленных на отчуждение имущества.
  Не вправе опекуны, попечители, а также супруги и близкие родственники совершать сделки с подопечными, кроме передачи подопечному дара или представления ему безвозмездного пользования каким-либо имуществом. Указанное ограничение вытекает из отношений законного представительства, с одной стороны, и отсутствия дееспособности, с другой.
  В случае, если подопечный обладает ценным движимым и недвижимым имуществом, которое требует специальной заботы и управления, орган опеки и попечительства может определить управляющего и заключить с ним договор о доверительном управлении таким имуществом (ст. 38 ГК). Назначение доверительного управляющего может быть обусловлено не только особыми свойствами имущества подопечного, но и нахождением имущества подопечного в другой местности, что препятствует назначенному опекуну или попечителю управлять этим имуществом.
  Из состава имущества подопечного, которое находится в ведении опекуна, исключается имущество, переданное в доверительное управление. Доверительный управляющий осуществляет свои функции на основании договора о доверительном управлении, заключенного с органом опеки и попечительства, который должен предусматривать источник и размер вознаграждения доверительному управляющему, его ответственность и права в отношении имущества.
  Попечительство может устанавливаться не только над частично или ограниченно дееспособными гражданами, но и над дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и интересы. Такая форма попечения называется патронажем.
  Попечительство в форме патронажа назначается над дееспособными лицами по их просьбе. Его попечитель (помощник) может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого лица. Распоряжение имуществом совершеннолетнего дееспособного лица осуществляется на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным. Совершение бытовых и иных сделок, направленных на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного, осуществляется его попечителем с согласия подопечного.
  Патронаж над дееспособным совершеннолетним гражданином, установленный по его просьбе, прекращается также по требованию гражданина, находящегося под патронажем.
  При помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное, учреждение социальной защиты или другое аналогичное учреждание орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного помощника от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам по- печного.
  При наличии уважительных причин опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.
  В случаях ненадлежащего исполнения помощником лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора или необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Инструктивно-методические рекомендации по вопросам усыновления (удочерения) несовершеннолетних от 31.01.91 // Семейное законодательство: Сб. нормативных актов и документов. М.: Спарк, 1995.
  2. Гражданский кодекс РФ. СПб. : НИЦ «Альфа», КИФ «РА- ВЕНА», 1994.
  3. Семейный кодекс РФ с постатейными материалами. М.: Альфа, 1997.
  4. Комментарии к Семейному кодексу РФ. М.: БЕК, 1996.
  5. Служба семьи: изучение опыта и принципов организации. М.: Мысль, 1991.
  6. О первоочередных мерах по созданию системы социальной помощи семье в РСФСР: Постановление Совета Министров от 31.05.91.
  7. Конвенция ООН о правах ребенка // Ведомости СССР. 1990. № 45.

Назад Содержание Вперед