7.5. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей
7.5. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей
В семейном законодательстве содержится перечень случаев, когда дети могут остаться без попечения родителей:
- смерть родителей;
- лишение их родительских прав;
- ограничение их родительских прав;
- признание родителей недееспособными;
- болезнь родителей;
- длительное отсутствие родителей;
- уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.
Во всех этих случаях защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства, которые обязаны выявлять таких детей, вести их учет и избирать формы устройства, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, а также осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ).
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, и обязанность сообщать об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей согласно ст. 122 СК РФ возложены на должностных лиц учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений), на иных граждан, располагающих сведениями о таких детях.
Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения в течение одного месяца вопроса его устройства.
При невозможности передать ребенка на воспитание в семью на территории субъекта РФ орган опеки и попечительства направляет сведения о ребенке в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и для оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.
Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» и приказом Министерства образования России от 21 июня 2002 г. № 2482, регламентирующим порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 123 СК РФ существуют следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
- передача на воспитание в семью (усыновление или удочерение);
- передача под опеку или попечительство;
- передача в приемную семью.
При отсутствии возможности устройства детей в семью их устраивают в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Это могут быть воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.
Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
Правовой институт усыновления (удочерения) детей берет свое начало с римского права. Правовое положение усыновленного ребенка ничем не отличается от правового положения родного ребенка в семье. Усыновление является наиболее приоритетной, оптимальной и желательной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 124 СК РФ усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей только в их интересах. Не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, за исключением, когда усыновление отвечает интересам детей.
Под интересами детей понимается не только обеспечение достойного уровня жизни, но и наличие в семье взаимопонимания, родительской любви и заботы, умения родителей заниматься воспитанием и образованием детей, учитывать индивидуальные особенности ребенка и т.д.
Приоритетное право на усыновление ребенка имеют семьи граждан РФ, постоянно проживающие на территории РФ, и родственники детей независимо от гражданства и местожительства этих родственников.
Допускается передача детей на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимися родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Порядок усыновления ребенка установлен ст. 125 СК РФ. Усыновление производится судом в порядке особого производства по заявлению лица, желающего усыновить ребенка. В судебном заседании обязательно присутствие самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.
Для решения об усыновлении ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и об его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком. Такое заключение в соответствии со ст. 272 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает представить орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка.
Порядок передачи детей на усыновление и контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ определен постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 (с изменениями от 4 апреля 2002 г.; 10 марта 2005 г.) «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и Правил постановки на учет консульскими учреждениями РФ детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».
Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
- лиц, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители;
- лиц, не имеющих постоянного места жительства;
- лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
- лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 127 СК РФ).
Ст. 129 СК РФ предусматривает необходимость письменного согласия (нотариально удостоверенного) родителей на усыновление их ребенка. Данное согласие родители вправе отозвать до вынесения решения суда об усыновлении ребенка.
Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения.
Усыновление ребенка без согласия родителей допускается в случаях, если они:
- неизвестны или признаны судом безвестно отсутствующими;
- признаны судом недееспособными;
- лишены судом родительских прав (не менее шести месяцев после вынесения решения о лишении родительских прав);
- по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания (ст. 130 СК РФ).
Семейный кодекс РФ кроме рассмотренных вопросов регламентирует:
- согласие на усыновление детей опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 131 СК РФ);
- согласие усыновляемого ребенка на усыновление (ст. 132 СК РФ);
- согласие супруга усыновителя на усыновление ребенка (ст. 133 СК РФ);
- имя, отчество и фамилию усыновленного ребенка (ст. 134 СК РФ);
- изменение даты и места рождения усыновленного ребенка (ст. 135 СК РФ);
- запись усыновителя в качестве родителей усыновленного ребенка (ст. 136 СК РФ);
- правовые последствия усыновления ребенка (ст. 137 СК РФ);
- сохранение за усыновленным ребенком права на пенсию и пособия (ст. 138 СК РФ);
- тайну усыновления ребенка (ст. 139 СК РФ);
- отмену усыновления ребенка (ст. 140 СК РФ);
- основания к отмене усыновления ребенка (ст. 141 СК РФ);
- последствия отмены усыновления ребенка (ст. 143 СК РФ)
- и другие юридические механизмы правового института усыновления, являющегося наиболее сложным и ответственным для всех субъектов семейных правоотношений.
Приемная семья не предусматривает усыновления ребенка. Родители в приемной семье являются воспитателями согласно договору, заключенному между органом опеки и попечительства и приемными родителями, которым ежемесячно выплачивают денежные средства на содержание каждого ребенка в соответствии со ст. 155 СК РФ. Оплата труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от количества принятых на воспитание детей (включая родных и усыновленных не должно превышать, как правило, восемь человек).
Требования, предъявляемые к приемным родителям, соответствуют требованиям к усыновителям и опекунам (попечителям) (ст. ст. 127, 146. 153 СК РФ).
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку обладают правами опекуна (попечителя).
Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособия и другие социальные выплаты, а также право собственности на жилое помещение или право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 «О приемной семье» (с изменениями от 1 февраля 2005г.), которое содержит «Положение о приемной семье» и детально регламентирует вопросы устройства детей в приемную семью.
Порядок организации детских домов семейного типа определен постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» (с изменениями от 1 февраля 2005 г.).
Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи.
Общее количество детей в детском доме семейного типа не должно превышать 12 человек, включая родных и усыновленных детей.
Детский дом семейного типа создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления в целях создания благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи.
Отношения между учредителем и детским домом семейного типа определяются договором. Детский дом семейного типа финансируется учредителем исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.
На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, ежегодные отпуска, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Назад | Содержание | Вперед |