4.7.4. МУЗЫКА, ТЕАТР, КИНЕМАТОГРАФ

  На рубеже веков большие изменения произошли в музыкальном искусстве. В творчестве многих композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций. Социальная проблематика все более уступает место вниманию к внутреннему миру человека, к философско-этическим и психологическим проблемам личности. В это время проявляется конфликт между лирическим началом и мощным волевым порывом в содержательном аспекте музыкального искусства. Этот фактор во многом определил своеобразие музыки начала нашего столетия.
  Произошли существенные изменения в жанрах музыкального творчества. Характерной чертой стало их постоянное взаимодействие, синтез. Высокого расцвета достигла инструментальная музыка. Необычайно возросло исполнительское мастерство. Предпринимаются первые попытки соединить музыку и цвет (светомузыка А. Скрябина), музыку и живопись (М. Чюрленис).
  Начало ХХ в. было ознаменовано расцветом творческих сил многих выдающихся композиторов. Основным хранителем творческих принципов «могучей кучки» выступал Н.А. Римский-Корсаков. Именно в эти годы были созданы его известные оперы: «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». Традиции русской классической музыки последовательно развивались в творчестве А. К. Глазунова.
  Новаторские тенденции начала ХХ в. нашли отражение в творчестве С. Рахманинова и А. Скрябина. Ярко заявили о себе И. Ф. Стравинский и С. С. Прокофьев, возглавившие новаторские искания в музыке ХХ века.
  Центрами музыкальной жизни России начала ХХ в. по-прежнему оставались Мариинский театр - в Петербурге и Большой - в Москве. На их сцене пели корифее русской вокальной школы: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, Н. Н. Фигнер.
  Огромным событием в истории русского театра стали создание Московского Художественного общедоступного театра (режиссеры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко) в 1898 г., прославившегося постановкой пьес А. Чехова, Л.Н. Толстого, Л. Андреева и М. Горького. В его труппе играли такие талантливые актеры, как И.М. Москвин, О.Л. Книппер, М.П. Чехов, В.И. Качалов. К.С. Станиславским была разработана теория и методология сценического искусства, получившая название «система Станиславского». В ней впервые были сформулированы методы сознательного овладения подсознательными творческими процессами перевоплощения актера в образ.
  В начале века продолжалась творческая жизнь Малого театра, создавшего свою школу психологического мастерства. Здесь работали такие мастера русской сцены как М.Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. П. Ленский.
  В 1904 г. в Петербурге открылся театр В. Комиссаржевской, выражавший устремления передовой демократической интеллигенции. Исключительный резонанс получили постановки пьес М. Горького «Дачники» и «Дети солнца». В это время формируется эстетика условного символизма Мейерхольда, который начал свои эксперименты в театре Комиссаржевской. Но этот театр просуществовал недолго; в 1910 г. он прекратил свою деятельность в связи со смертью Комиссаржевской.
  Школа русского реалистического театра развивалась и в провинции, где театр любили преданно и самозабвенно.
  В начале ХХ в. русский балет получил общемировое признание, во многом благодаря деятельности С. Дягилева, широко пропагандировавшего русский балет в Европе и организовывавшего регулярные гастроли своей труппы в Париж. На лучших сценах мира блистали выдающиеся русские танцовщики А. Павлова, В. Нижинский.
  Кино было изобретено братьями Люмьер в 1895 г., а в 1896 г. оно появилось в России. Кинотеатры назывались электротеатрами или иллюзионами. На одном Невском проспекте в Петербурге действовали около 100 иллюзионов, столько же - на Тверской улице в Москве. Официальным годом рождения отечественного кино считается 1907 г., когда на экраны выходит фильм «Понизовая вольница» режиссера В. Ромашова. Этот фильм снимался на деньги русского предпринимателя А. Дранкова, русским режиссером и на русском историческом материале (на сюжет песни о С. Разине). Следующей важной вехой в истории русского кинематографа стало создание в 1911 г. первого полнометражного фильма «Оборона Севастополя» (режиссер З. Гончаров, продюсер А. Ханжонков). В стране было создано акционерное общество А. А. Ханжонкова по производству фильмов. В 1916 г. в России было уже 4000 кинотеатров. В кино снимались выдающиеся актеры Е.Н. Рощина-Инсарова, В.Э. Мейерхольд, Ф.И. Шаляпин. Любимцами публики были ИЛ. Мозжухин, Вера Холодная, В.В. Максимов, В.А. Полонский. Замечательным режиссером кино был Я.Я. Протазанов.
  Значительную роль в культурной жизни страны стало играть меценатство. Промышленники А. Бахрушин, С. Мамонтов, С. Морозов, Н. Рябушинский, С. Щукин, княгиня М. Тенишева не только собирали богатейшие художественные коллекции, делая их доступными, но и способствовали сохранению и подъему национальной культуры. Распространялись традиции культурного туризма. Для тысячи народных учителей были организованы поездки в страны Европы.
  Таким образом, Серебряный век - время смелых новаций и высоких творческих достижений, мощного всплеска творчества ярких и самобытных талантов. За три десятилетия, которыми ограничен рассматриваемый период, русская культура сделала огромный шаг вперед, обогатив мировую культуру поистине бесценным достоянием. Однако все новые культурные течения и веяния затрагивали достаточно узкий слой. Общая численность интеллигенции составляла около 0,5 млн. человек, в то же время десятки миллионов людей придерживались традиций патриархальной деревенской, либо массовой городской культуры. Творческий взлет русской культуры начала века был прерван мировой войной и революционными событиями.

Назад Содержание Вперед