Г) Государство военное, полицейское, социальное, правовое
В зависимости от того, какой из сфер развития государства отдается преимущество, какие государственные функции развиваются в первую очередь, можно выделить четыре наиболее распространенных типа государства: военное, полицейское, социальное и правовое (список может быть продолжен: исламское государство, как в современном Иране; расистское государство, как в недавнем прошлом в ЮАР и др.).
Так, очевидно, что там, где преобладают структуры и функции государственного насилия (армия, военно-промышленный комплекс, органы охраны порядка и безопасности), часто используемые в целях устрашения, агрессии, подавления и репрессий, - там имеют место государства военного или полицейского типов. Таковы, например, государства фашистской Германии, бывшего СССР, Гаити в 1960-1980-х гг., современных Ирака, Корейской Народно-Демократической республики (Северной Кореи) и многих других стран, если брать разные периоды их развития.
Социальное государство, напротив, приоритетно развивает социальную сферу и проводит активную социальную политику с целью улучшения жизни всего населения, благоустройства общества, предупреждения и смягчения конфликтов в нем. Примеры подобных государств - Канада, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Швейцария и др.
Отдельного и подробного рассмотрения требует правовое государство. Правовым можно назвать такое государство, при котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости. Расшифровывая это определение, назовем следующие основные принципы правового государства.
Верховенство и всеобщность закона в обществе, своеобразная юрократия в нем. Это означает, во-первых, что только закон (а не отдельные лица и не ведомственные и местные приказы и инструкции) «правят бал» в жизни общества. А во-вторых, что законы страны являются обязательными для всех: не только для граждан, но и для самого государства, всех его органов и должностных лиц.
Правовой характер самих законов, т. е. их высокое правовое качество. Это значит, что законы страны должны отвечать международным правовым стандартам, быть гуманными и справедливыми, должны отражать волю народа и приниматься тоже в законном порядке (через референдумы иди парламент, а не распоряжением отдельных лиц). Кроме того, правовые нормы должны быть просты и немногочисленны, чтобы не сковывать свободу людей.
Приоритет прав и свобод человека. Этот принцип означает, что главным в деятельности государства является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности в обществе. При этом, однако, равноправие граждан предполагает, что свобода каждого не может быть абсолютной, т. е. имеет определенные пределы. Каждый должен быть свободным ровно настолько, чтобы не мешать быть свободными другим. Иначе право одного человека становится бесправием и произволом для другого, превращаясь в одностороннюю привилегию.
Взаимоответственность государства и личности. Права человека становятся реальностью лишь тогда, когда они неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей. Иначе они превращаются в перечень благих пожеланий. Права и обязанности, как две стороны одной медали, взаимообуславливают существование друг друга. «Человек имеет права, потому что имеет обязанности», - метко подчеркивал русский философ и историк Борис Чичерин (1828 - 1904). И наоборот: «он имеет обязанности, потому, что имеет права». Право одного человека (скажем, на частную собственность) означает обязанности других людей оставлять эту собственность в неприкосновенности.
Отсюда понятно, почему граждане обязаны соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, сохранять природу и т. д. Те же, кто не выполняет своих гражданских обязанностей, справедливо подвергаются принуждению или наказанию.
Государство тоже ответственно перед личностью и обществом за надлежащее исполнение своих функций. Формы этой ответственности различны: достоверная информация для граждан (например, о масштабах и причинах гибели тех, кто служит в армии; об экологических нарушениях в стране; об ошибках в политическом курсе и т. д.), отчеты органов власти, опросы и референдумы, оценивающие работу и предложения правительства, • судебное обжалование действий должностных лиц и другие формы.
Легитимность власти, то есть ее правомерность, законность. Легитимной считается прежде всего 1) власть, сформированная путем демократических выборов. Но одного этого недостаточно. Необходимо также, 2) чтобы эта власть была эффективной, обеспечивала стабильность и порядок в обществе, и наконец, 3) признавалась как внутри страны, так и на международном уровне.
Разделение властей. Этот принцип предполагает четкое разделение сфер деятельности и властных полномочий между тремя ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Такое разграничение функций исключает монополию какого-либо органа на власть. Оно служит гарантией прав граждан, ибо человеку противостоит не монолитный и всесильный государственный аппарат, а внутренне разделенная система взаимоконтролирующих друг друга органов. Уравновешивая друг друга таким образом, они удерживают чиновников от возможных злоупотреблений и обеспечивают демократичность и стабильность политического строя. При этом важно вспомнить и о «четвертой власти» в обществе — средствах массовой информации (СМИ).
Словарь
1. Вотум — выражение чьего-либо мнения или решения путем голосования.
2. Государство — орган власти, управляющий обществом и обеспечивающий его целостность, организованность и определенный порядок в нем.
3. Деспотия — абсолютная власть монарха, полный произвол приближенных к нему верхов по отношению к окружающим, полное подавление их свободной воли.
4. Инцест — половые сношения между близкими родственниками, кровосмешение.
5. Импичмент — особая процедура привлечения и ответственности высших должностных лиц государства.
6. Клан — группа лиц, объединенных общими интересами, идеями, совместным делом, общей выгодой и т. д.
7. Коммуникация — связь, общение, передача информации.
8. Конференция — объединение независимых государств для совместного решения общих задач.
9. Монархия — власть одного правителя — монарха (шаха, султана, царя, короля и т. д.).
10. Парламент — высший законодательный орган власти, представляющий все общество.
11. Патернализм — «отеческая» опека трудящихся со стороны государства.
12. Плебисцит — всенародное голосование.
13. Правительство — высший исполнительный орган власти в государстве.
14. Правовое государство — государство, в котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение равноправия и справедливости.
15. Республика — государство, органы власти которого формируются путем выборов.
16. Разделение властей — деление власти на три ветви: исполнительную, законодательную. судебную.
17. Сецессия — процесс отделения, выхода из состава государства какой-либо его части.
18. Социальное государство — государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каждого гражданина.
19. Суд — арбитр в обществе, осуществляющий правосудие, решающий юридические споры.
20. Унитарное государство — единое, составляющее одно целое государство, с единой конституцией и гражданством, единой системой высших органов, со своим административнотерриториальным делением и законодательством.
21. Федерация — тип государства, объединяющего относительно самостоятельные государственные образования (республики, штаты, провинции, земли).
22. Форма государства — способ организации, устройства и реализации государственной власти, охватывающий форму правления, форму государства и политический режим.
23. Форма правления — элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
24. Функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
25. Юрократия — власть права, господство правовых начал и законность в обществе.
Назад | Содержание | Вперед |