8.2. Руководство и управление в современном обществе

  Под руководством в современном обществе обычно понимается выработка научно обоснованных направлений и методов развития как в обществе в целом, так и в его отдельных сферах. Под научным управлением понимают непосредственную организацию реализации руководящих решений.
  Цивилизованное общество ставит личность в центр общественного развития. Человек здесь всё более становится свободным, всё более реализует свою сущность как субъект общественной жизни, а не его объект. Следовательно, совпадение объекта и субъекта управления - важнейшая сущностная особенность управления и руководства в цивилизованном обществе.
  В современных условиях основная масса населения является субъектом управленческих отношений в основном опосредовано, т.е. через своих избранных представителей. Есть, конечно, и формы непосредственного участия (различного рода собрания, митинги, демонстрации, письма в газеты, участие в контроле и т.п.), но не они определяют суть управления.
  Такое состояние означает, что управление и власть в обществе не совпадают полностью с объектом управления (трудящейся массой). Отсюда необходимость иметь группу людей, профессионально занимающихся политикой, управлением. Наличие такого аппарата постоянно таит в себе опасность отрыва, отчуждения политической власти и управления от населения.
  При определённых условиях такая опасность реализует себя в действительности (Гитлер, Сталин, Мао и т.д.). Зависит это от многих факторов. Главные из них - низкий уровень руководящих кадров и неразвитость политической активности масс. Влияют, конечно, и внешние условия, но не они главные.
  Нашей стране, чтобы перейти к современной системе управления, надо установить стимулирующую развитие общества политическую систему (подробно рассмотрим далее); повысить политическую активность и осознанность действий широких народных масс; повысить уровень подготовки руководящих кадров; сформулировать и придерживаться принципов эффективного управления.
  Эта проблема стоит перед всеми, но особенно актуальна - для неразвитых в экономическом отношении стран. Так происходит потому, что население здесь, как правило, малограмотно и не прошло школу политической борьбы, которая была в развитых капиталистических странах.
  Как же можно повысить политическую активность широких масс? Здесь есть несколько направлений:
  - через обучение широких масс социологической теории;
  - через расширение участия масс в реальном управлении.
  Вот почему сегодня такое большое значение придаётся расширению гуманитарного образования на всех уровнях: в школе, в вузе, в трудовых коллективах и по месту жительства. А также расширению практики участия масс в непосредственном управлении.
  У нас в стране все привыкли к бюрократическому управлению, а нужны руководители, способные управлять иными, более эффективными, более современными методами.
  В мире давно сформулированы требования к таким руководящим кадрам. Нам не надо ничего изобретать, надо уяснить эти требования себе и готовить в соответствии с ними новые кадры.
  В крупном плане эти требования следующие:
  1. Преданность идеям демократического управления. Управленцы должны понимать, что необходимо опираться в работе не только на свой личный опыт и здравый смысл, но и на мнения других людей.
  Как побудить руководителей действовать таким образом? Через систему выборов и назначений одновременно. Надо, чтобы управленец мог эффективно работать и с вышестоящим руководством, и с подчинёнными.
  2. Компетентность. Это требование обусловливает необходимость получения руководителем специального образования в области управления. Отсюда широкое распространение различных школ в сфере бизнеса и менеджмента.
  Время руководителей-практиков прошло. Управление стало настолько сложным, что без специальной подготовки, учитывающей опыт предшествующих поколений и новейшие теоретические разработки, эффективно управлять стало невозможным.
  3. Наличие организаторских способностей. Зависит во многом от личных качеств человека, от его опыта организаторской работы в различных сферах общественной или политической жизни.
  Именно поэтому на ответственные руководящие посты обычно выбираются (назначаются) люди, прошедшие школу организаторской работы в пределах какой-нибудь, для начала пусть небольшой, общественной организации, малого или среднего предприятия и т. д.
  4. Простота и доступность. Если первые три требования видны со стороны вышестоящего руководства, то данное требование - только снизу, со стороны подчинённых, от которых практически невозможно скрыть какие-то недостатки в работе, в личном образе жизни.
  Каждое из этих требований - тема отдельного большого разговора. Здесь же подчеркнем, что они должны быть у современного руководителя любого уровня в комплексе. Наличие всех этих требований позволяет осуществлять эффективное управление, основываясь не только на здравом смысле, но и на принципах научного управления.
  Под принципами обычно понимаются основные нормы, правила, на которые опираются органы, организации и люди, осуществляющие деятельность по управлению. Рассмотрим не все, а наиболее общие принципы, прямо влияющие на эффективность управленческого труда. Какие же это принципы?
  1. Принцип общечеловеческой целесообразности. В основе своей деятельности субъект управления должен исходить прежде всего из общечеловеческих интересов, а уж затем из указаний вышестоящего руководства, интересов отдельных классов, партий и т.д.
  В реальной жизни выполнение данного принципа возможно лишь при определенном гуманистическом воспитании управленцев, когда человеческая жизнь, ее уровень и качество ставятся во главу угла и объявляются высшей ценностью в обществе.
  2. Принцип демократического единства. Управленческие решения должны приниматься на базе выработки общего интереса, лучше всего на базе консенсуса или как можно большего числа голосов. В другом случае, если даже решения и будут приняты, они вряд ли будут претворены в жизнь, поскольку всегда найдутся силы, их тормозящие.
  В истории достаточно примеров действенности этого принципа, еще больше примеров, доказывающих его действенность от обратного.
  3. Принцип объективности. Этот принцип говорит о том, что в управленческой деятельности необходимо руководствоваться не столько интуицией и здравым смыслом, сколько опираться на объективную информацию и знание объективных законов.
  Трудность практического применения данного принципа заключается в том, что законы современного общества проявляются не сами по себе, а через сознательную деятельность людей. В связи с этим у руководителей часто возникает мнение, что можно сделать все, что им захочется. Жизнь жестоко наказывает таких руководителей и руководимые ими коллективы.
  4. Принцип комплексности. Для нас это новый принцип. Суть его в том, что при принятии управленческого решения необходимо учитывать все факторы, действующие в обществе, и все возможные последствия принятого решения. Только через учёт всех связей и взаимосвязей решаемой проблемы должно строиться управленческое решение в цивилизованном обществе.
  Часто сделать это достаточно трудно. Поэтому надо учиться привлекать экспертов из различных сфер и понимать их доказательства и точки зрения.

Практикум по теме 8

  1. Что на сегодняшний день является более актуальным для России?
  А - переход к частной форме собственности;
  Б - выплаты дивидендов по акциям;
  В - повышение управляемости обществом;
  Г - понижение дефицита бюджета.
  2. Чем отличается руководство от управления?
  А - понятие руководства шире понятия управления;
  Б - руководство - стратегия, управление - тактика;
  В - понимание управления шире понимания руководства.
  3. В чем проявляет себя сущность руководства и управления в цивилизованном обществе?
  А - в совпадении субъекта и объекта управления;
  Б - в увеличении роли руководства по сравнению с управлением;
  В - в увеличении роли управления по сравнению с руководством.
  4. Какую опасность таит в себе группа людей, профессионально занимающихся политикой, управлением?
  А - отчуждение власти от населения;
  Б - анархия в организации общественной жизни;
  В - нельзя так задавать вопрос.
  5. Что необходимо сделать в стране, чтобы перейти к современной системе управления?
  А - послать учиться за границу молодые кадры;
  Б - повысить политическую активность широких масс;
  В - придерживаться принципов эффективного управления;
  Г - необходимы все вышеприведенные факторы.
  6. Как повысить активность широких народных масс?
  А - через развитие политической системы;
  Б - через обязательное введение ответственности за порученное дело;
  В - необходимо одновременное действие вышеназванных факторов.
  7. Какие требования предъявляются сегодня к управленческим кадрам?
  А - преданность идеям демократического управления;
  Б - компетентность;
  В - наличие организаторских способностей;
  Г - простота и доступность;
  Д - все перечисленные выше факторы.
  8. В чем заключается смысл принципа общечеловеческой целесообразности в научном управлении?
  А - в видении приоритетов общечеловеческих интересов;
  Б - в видении приоритетов трудового коллектива;
  В - в признании приоритета выбранного народом руководства.
  9. В чем заключается смысл принципа демократического единства в научном управлении?
  А - подчинение большинства меньшинству;
  Б - подчинение меньшинства большинству;
  В - принятие решения на основе споров и дискуссий;
  Г - принятие решения на основе согласия и единства.
  10. В чем заключается смысл принципа объективности в научном управлении?
  А - надо руководствоваться в управленческой деятельности объективными данными;
  Б - надо руководствоваться в управленческой деятельности здравым смыслом и интуицией;
  В - надо руководствоваться интересами большинства.
  11. В чем заключается смысл принципа комплексности в научном управлении?
  А - надо учитывать все факторы, действующие в обществе;
  Б - надо учитывать все последствия принятых решений;
  В - надо учитывать и то, и другое.

Назад Содержание Вперед