§ 6. Возникновение, переход, приостановление и прекращение права пользования водными объектами

  Основаниями возникновения права пользования водными объектами являются административный акт, договор, сложный юридический состав или закон. Общее водопользование не требует получение лицензии. В основе его возникновения лежат фактические действия субъектов водного права, направленные на пользование водным объектом. В отличие от этого, специальное и особое водопользование не допускается без получения лицензии на водопользование, поэтому основанием возникновения правоотношений специального водопользования является сложный юридический состав - лицензия на водопользование и заключенный в соответствии с ней договор пользования водным объектом. Для возникновения права особого водопользования требуется иной юридический состав - решение Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации, лицензия на водопользование и заключенный в соответствии с ней договор пользования водным объектом. Право водопользования возникает с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом.
  Право водопользования может переходить в порядке универсального правопреемства - в случае смерти водопользователя - гражданина или реорганизации водопользователя - юридического лица. Переход права пользования водными объектами от одного лица к другому допускается при условии, что эти лица осуществляют водопользование для собственных нужд и цели использования водных объектов при переходе прав не меняются. Основанием возникновения права водопользования для правопреемника будет служить распорядительная лицензия. Частный водный сервитут устанавливается в соответствии с водным законодательством договором или судебным решением. Публичный водный сервитут установлен Водным кодексом РФ.
  Лицензия на водопользование (Приложение № 2) - документ, удостоверяющий право ее владельца на пользование водным объектом или его частью в течение установленного срока на указанных в ней условиях на платной основе. Лицензия на водопользование (распорядительная лицензия), согласно ст.49 Водного кодекса РФ, должна содержать: 1) сведения о водном объекте, водопользователе, водопотребителях, лимитах водопользования; 2) указания на способы и цели использования водного объекта, пространственные границы (координаты) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости места забора ( сброса) воды; 3) сведения о лимитах водопользования; 4) сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям; 5) сроки действия лицензии; 6) требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.
  Содержание лицензии конкретизируется в зависимости от вида и целей водопользования, она вступает в силу с момента ее государственной регистрации.
  Для получения лицензии на водопользование заявитель должен представить в орган лицензирования: 1) заявление о выдаче лицензии с указанием данных, идентифицирующих водопользователя; наименования и границ водного объекта; вида водопользования и его особенностей; срока действия лицензии; 2) копии учредительных документов; 3) характеристику видов предполагаемой деятельности; 4) справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя; 5) документ о согласовании выделения земельного участка, необходимого для осуществления водопользования; 6) предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране; 7) данные о системе контроля качества вод.
  Для получения лицензии на водопользование, связанное с использованием водных объектов для забора воды, для целей гидроэнергетики, сброса сточных, дренажных вод, с использованием поверхностных водных объектов для добычи полезных ископаемых, торфа и сапропеля, с использованием поверхностных водных объектов без изъятия воды, буровых и иных работ по недропользованию, а также для предоставления права особого водопользования необходимы дополнительные сведения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997г. № 383.
  Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование принимается органом лицензирования в течение 30 дней со дня получения заявления. В недельный срок со дня принятия решения о выдаче лицензии на водопользование орган лицензирования осуществляет ее оформление, регистрацию и выдачу водопользователю. При отказе в выдаче лицензии на водопользование или распорядительной лицензии орган лицензирования направляет заявителю мотивированное разъяснение.
  Распорядительная лицензия является актом специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, на основании которого право пользования водными объектами переходит от одного лица к другому. Распорядительная лицензия выдается водопользователю при условии принятия им мер по улучшению состояния водных объектов. Решение о выдаче или отказе в выдаче распорядительной лицензии принимается органом лицензирования в течение 15 дней со дня получения заявления и в недельный срок со дня принятия решения о ее выдаче осуществляется оформление, регистрация и выдача лицензии заявителю. Не допускается отказ в выдаче распорядительной лицензии, если это не противоречит законодательству РФ, не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов граждан.
  Совокупность прав водопользователей можно рассматривать как субъективное право водопользования. Согласно ст.92 ВК РФ при использовании водных объектов водопользователи имеют право:
  1) осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством РФ;
  2) получать в установленном порядке информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
  3) осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством РФ.
  4) Основные обязанности водопользователей:
  5) рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии и договоре на водопользование;
  6) не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде; ухудшения качества вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;
  7) содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения и технические устройства;
  8) информировать органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов;
  9) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;
  10) выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
  11) вести учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда, а по подземным водным объектам - также в федеральный орган управления государственным фондом недр;
  12) своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;
  13) соблюдать установленный режим использования водоохранных зон.
  Водный кодекс РФ подчеркивает обязанность водопользователей соблюдать требования антимонопольного законодательства, - не допускать действий, направленных на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, которые приводят или могут привести к ущемлению прав и законные интересов других водопользователей, иных граждан и юридических лиц.
  Соблюдение антимонопольного законодательства - одна из важнейших обязанностей органов государственной власти, обеспечивающих рациональное и безопасное водопользование. Им запрещается принимать решения, совершать действия, способствующие монополизации водопользования и создающие дискриминационные или благоприятные условия для деятельности отдельных водопользователей, если такие действия имеют или могут иметь своим результатом нарушение прав и законных интересов других водопользователей. В частности, запрещаются действия, направленные на предоставление лицензий на водопользование одним пользователям водных объектов в ущерб другим; дискриминацию водопользователей, создающих структуры, конкурирующие с водопользователями, занимающими доминирующее положение; дискриминацию водопользователей в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры. Нарушения требований антимонопольного законодательства, если они могут привести к монополизации водопользования, сопровождающейся существенным нарушением прав и законных интересов других водопользователей, влекут аннулирование лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, признание недействительными договоров пользования водными объектами и, как следствие, прекращение права пользования водными объектами.
  Приостановление действия лицензии производится органом лицензирования на срок до 6 месяцев при осуществлении водопользователем деятельности, не предусмотренной лицензией, или с нарушением ее условий, а также в случае систематического или грубого нарушения водопользователем законодательства Российской Федерации и субъектов РФ. Приостановление действия лицензии влечет за собой приостановление действия договора пользования водным объектом. В период приостановления действия лицензии и договора на водопользование использование водных объектов не допускается. Действие лицензии на водопользование возобновляется после устранения причин, вызвавших приостановление ее действия. О возобновлении действия лицензии водопользователь уведомляется органом лицензирования в письменной форме.
  Приостановление права водопользования может осуществляться также в порядке ст.63 Водного кодекса РФ, устанавливающей, что права пользования водными объектами могут быть ограничены в случаях, предусмотренных Водным кодексом РФ и иными федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного наследия, прав и законных интересов других лиц.
  Приостановление использования водных объектов производится его собственником по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, согласованному с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими рациональное и безопасное использование водных и связанных с ними ресурсов. По перечисленным основаниям право пользования водными объектами может быть также ограничено или прекращено.
  Аннулирование лицензии на водопользование и распорядительной лицензии до истечения срока их действия по решению органа лицензирования осуществляется в связи с прекращением права пользования водным объектом или его частью и является основанием для расторжения договора пользования водным объектом.
  Лицензия на водопользование должна содержать лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного периода времени. Лимиты устанавливаются для субъекта Федерации в целом, по бассейнам рек и для отдельных водопользователей. Лимиты водопользования устанавливаются для обеспечения рационального и безопасного водопользования.
  Лимиты водопользования для субъектов Российской Федерации устанавливаются Министерством природных ресурсов РФ на основании заявленных органами исполнительной власти субъектов РФ потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов по бассейнам водных объектов.
  Лимиты водопользования по бассейнам рек устанавливаются на основе бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты и утверждаются Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.
  Для водопользователей лимиты водопользования определяются на основании заявленных ими потребностей в водных ресурсах и водохозяйственных балансов с учетом экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов: по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности, Министерством природных ресурсов РФ или его территориальными органами; по водным объектам, отнесенным к собственности субъектов Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Федерации по представлению территориального органа Министерства природных ресурсов РФ.
  После выдачи водопользователю лицензии на право пользования водным объектом или его частью должен заключаться договор пользования водным объектом. Сторонами договора специального или особого пользования водным объектом являются водопользователь и орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого расположен водный объект, либо органы исполнительной власти двух (нескольких) субъектов РФ, если водный объект расположен на территории более чем одного субъекта Федерации. Договор пользования водным объектом должен соответствовать требованиям и условиям, содержащимся в лицензии на водопользование. В случае противоречия договора условиям лицензии на водопользование договор пользования водным объектом признается недействительным.
  Существенными условиями договора пользования водным объектом являются условия:
  1) предусмотренные в лицензии на водопользование;
  2) определяющие порядок продления либо досрочного прекращения права пользования водным объектом;
  3) устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом;
  4) определяющие ответственность сторон за неисполнение требований заключенного договора.
  Договор пользования водным объектом может содержать и иные, помимо существенных, условия, не противоречащие водному и гражданскому законодательству, по соглашению сторон. Договор, не соответствующий требованиям водного законодательства, является недействительным.
  В соответствии с видами права пользования водными объектами различают и виды договоров водопользования. Это договоры долгосрочного пользования водным объектом, краткосрочного пользования водным объектом, договор установления частного водного сервитута, а также договор аренды водного объекта.
  Договоры пользования водными объектами требуют государственной регистрации специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и считаются заключенными с момента такой регистрации. Государственная регистрация договоров пользования водными объектами осуществляется в государственном реестре договоров. Реестр ведется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и должен соответствовать данным государственного водного кадастра и государственной регистрации лицензий на водопользование и распорядительных лицензий.
  Основания прекращения прав пользования водными объектами можно классифицировать по различным критериям. В соответствии с классификацией, предложенной авторами Комментария к Водному кодексу РФ, предусмотренные ст.60 ВК РФ основания для прекращения права пользования водным фондом, делятся на три группы. К первой группе относятся случаи, когда прекращение права пользования водным объектом происходит без вины водопользователя. К ним относятся:
  1) отказ водопользователя от пользования водными объектами;
  2) истечение срока, на который водные объекты предоставляются в пользование;
  3) смерть водопользователя-гражданина;
  4) прекращение деятельности водопользователя юридического лица;
  5) естественное или искусственное исчезновение водных объектов;
  6) переход прав пользования водными объектами в порядке, предусмотренном водным законодательством.
  Авторы Комментария справедливо отмечают, что законодатель среди оснований прекращения права пользования водными объектами не предусмотрел установленного другими нормами Водного кодекса РФ основания - переход права водопользования в порядке универсального правопреемства в случае смерти водопользователя - гражданина, реорганизации водопользователя - юридического лица.
  В отдельную (вторую) группу выделяется прекращение особого пользования водными объектами, предоставляемого для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для государственных и муниципальных нужд. Особый порядок предоставления этих водных объектов в пользование влечет за собой и особый порядок прекращения пользования. Согласно статье 61 Водного Кодекса РФ, прекращение прав пользования водными объектами, предоставленными в обособленное пользование, производится на основании решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта Федерации. Решение Правительства России или органа исполнительной власти субъекта РФ о прекращении особого пользования водным объектом является основанием для аннулирования лицензии на водопользование и расторжения договора пользования водным объектом.
  Третья группа оснований прекращения прав пользования водными объектами включает основания принудительного прекращения прав пользования водными объектами в случаях:
  1) неиспользования водных объектов в течение трех лет;
  2) неиспользования в течение одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов;
  3) использования водных объектов не по целевому назначению;
  4) возникновения необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд;
  5) несоблюдения водопользователем условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
  6) запрещения использования водных объектов.
  Перечисленные в законе и классифицированные авторами Комментария основания прекращения прав пользования водными объектами относятся к специальному и особому водопользованию, которое всегда осуществляется на основании лицензии в отношении указанного в ней определенного водного объекта или его части. Иначе водное законодательство регулирует основания прекращения права общего водопользования. Общее водопользование осуществляется в отношении любого ( каждого) водного объекта общего пользования. Поэтому право общего водопользования не может быть прекращено вообще, применительно ко всем водным объектам. Физическое или юридическое лицо может быть лишено права общего водопользования только в отношении определенного водного объекта, исключенного из числа объектов общего пользования собственником или водопользователем по основаниям, предусмотренным водным законодательством.
  Договор пользования водным объектом заключается после получения водопользователем лицензии на водопользование. Поэтому аннулирование лицензии на водопользование лицензирующим органом безусловно влечет за собой прекращение права пользования водным объектом. Договор водопользования считается расторгнутым с момента уведомления его сторон об аннулировании лицензии на водопользование. В случае принудительного прекращения права водопользования лицензия на водопользование может быть аннулирована только после вынесения водопользователю предупреждения о допущенных нарушениях и их неустранения в установленные сроки.
  Права пользования водными объектами могут прекращаться не только при аннулировании лицензии, но и путем расторжения сторонами договора пользования водным объектом. Однако расторжение договора не влечет автоматического прекращения права водопользования и является только основанием для рассмотрения вопроса об аннулировании лицензии на водопользование.

Назад Содержание Вперед