7.1. Сущность педагогической технологии: возникновение и развитие
На современном этапе развития дидактики многие исследователи предпочитают рассматривать обучение с технологической точки зрения, при этом подчеркивая его диагностичность, возможность моделирования, проектирования и конструирования различных этапов процесса обучения, конкретность конечных целей, воспроизводимость и т.д.
Термин «педагогическая технология» и его вариации «технология обучения», «образовательные технологии», «технологии в образовании» стали сегодня одним из самых опорных в педагогической практике.
Понятие педагогической технологии пришло в дидактику из технологии производственной деятельности. Исторически понятие «технология» возникло в связи с техническим прогрессом. Дефиниция «технология» пришла от греков и состоит из двух слов: «techne» - искусство, ремесло, наука; «logos» - понятие, учение. Согласно словарным толкованиям технология означает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Технология включает также и искусство владения процессом, в результате чего персонализируется. Она в процессуальном смысле отвечает на вопросы: как сделать? из чего? с помощью, каких средств?
В учебной практике достаточно четко обозначилось дне тенденции понимания назначения педагогической технологии:
- усиление технологичности - повышение результативности педагогического процесса;
- технологичность - степень устойчивости к воспроизведению.
Главным в проекте целостного педагогического процесса является: структура и содержание учебно-познавательной деятельности обучающихся; методология технологического целесообразования (целеполагания), как центральной проблемы технологизации.
С другой стороны, на протяжении человеческой цивилизации, наряду с промышленными технологиями, применялись и социальные технологии, поскольку люди управляли своими общественными делами, передавали накапливаемые знания, информацию от поколения к поколению. При этом всегда пользовались технологиями, которые в большинстве случаев специально не разрабатывались, были достаточно простыми, да и сами социальные связи не требовали технологизации. Педагогические технологии являются составной частью социальных технологий, поскольку протекают в системе образования. Впервые термин «педагогическая технология» появился в 20-е годы ХХ века. Однако Н.П. Маслова в работе показала, что термин «технология» впервые в отечественной педагогической литературе был использован в 20-е годы XVIII века Федором-Поликарповым - «справщиком», а позже, директором Московского печатного двора. Анализ литературных источников показал, что в педагогической практике используются различные термины: «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «технологии в образовании».
Изучение психолого-педагогической литературы показало, что существуют различные взгляды на понятие «технология». Т.С. Назарова, рассматривая иерархию технологий в образовании, считает, что «образовательные технологии» занимают верхнюю ступень, далее идут «педагогические технологии», а затем «технологии обучения». В работе выделены три подхода к определению дефиниции технология обучения. При первом подходе под технологией обучения часто подразумевают частную методику по достижению отдельно поставленной дидактической цели. Приравнивая технологию к частной методике, авторы данного подхода опираются на одну из важнейших характеристик технологии - способ достижения любой конкретной цели. Сторонники второго подхода под технологией обучения понимают педагогическую систему в целом. Авторы третьего подхода технологию обучения рассматривают не просто как методику или педагогическую систему, а как оптимальную для достижения заданной дидактической цели методику или систему, как некий алгоритм.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что определение «технология» отражает одну или несколько сторон этого многогранного явления. Авторы отмечают общее для этого понятия - наука, проект, деятельность, система, процесс, организационная форма обучения, совокупность методов, средств, приемов и способов достижения цели, управление и др. Кроме того, из вышесказанного следует, что в рассмотренных подходах к пониманию технологии превалирует определение педагогической технологии через ее отдельные признаки и структурные компоненты. Анализ дефиниции «технология» показывает также, что в зависимости от решаемых задач каждый автор в её понятие вносит различные дополнения и уточнения.
Таким образом, термин «педагогическая технология» является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех дефиниций, приводимыми различными авторами в своих работах. Следовательно, педагогическая технология - комплексная интегративная система, включающая иерархизированную и упорядоченную систему операций и действий, неукоснительное выполнение которых гарантирует достижение планируемого результата (требования государственного образовательного стандарта), обеспечивает педагогическое целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессуальные аспекты, направленные на усвоение знаний, приобретение профессиональных умений и формирование личностных качеств обучающихся, заданных целями обучения; набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантированность конечного результата; последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников; упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих.
Словарное толкование терминов «техника» и «технология» допускает их использование в педагогической сфере. Так например, термин «техника» определяется как «круг наук, связанных с изучением и созданием средств производства, орудий труда ... совокупность средств труда; Термин «педагогическая технология» же по отношению к «технике» выступает в качестве родовой категории и обозначает «совокупность производственных методов и процессов ..., а также научное описание способов производства» [14].
В педагогической практике различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).
Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.
Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.
В литературе и практике термин «педагогическая технология» часто применяется как синоним «педагогическая система». На наш взгляд, понятие системы шире, чем технологии, и включает в себя, в отличие от последней и самих субъектов и объектов деятельности.
Структурными составляющими такой системы являются: цели воспитания, обучения и образования; средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивации; организация образовательного процесса; обучающийся; педагог; результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки).
Теория педагогических технологий базируется на семи основаниях: понятие технология; классификация технологий (общепедагогических и локальных); законы (закономерности) педагогики как основа действия технологий; деятельностный подход в понимании образовательного результата научения студента; уровнем понимания образовательных результатов и познавательной деятельности обучающихся (установочная, интеллектуальная, реализация, контроль, оценивание, анализ и прогноз); структура и наполняемость познавательной деятельности студента различных уровней; типы педагогического процесса и их структура.
В педагогических технологиях степень достижения конечного результата может определяться двумя способами: а) средствами контроля; б) самим педагогом. Следовательно, для разных процессов характерны различные степени технологичности. Технологический подход к обучению ставит своей целью сконструировать педагогический процесс, имея социальный заказ, образовательные цели и содержание обучения. При наибольшей степени технологичности все этапы процесса осуществляются средствами обучения. При минимальной степени технологичности сам процесс обучения может осуществляться средством обучения, а контроль - проводит педагог.
Источниками и составными элементами технологий являются: а) социально-экономические преобразования и новое педагогическое мышление; б) научные достижения в различных областях знаний (педагогика, психология, информатика и др.); в) передовой педагогический опыт; г) опыт прошлого (отечественный и зарубежной педагогики); д) народная педагогика
Взгляд на педагогическую технологию как на процесс обучения и воспитания, построенный на основе средств обучения, а также понимание того, что они являются ведущим звеном технологии, позволяет сделать вывод о том, что технологии формируются на трех уровнях: занятие (урок), учебный предмет, весь процесс обучения. В соответствии с вышесказанным педагогические технологии можно разделить на три уровня: технологии занятия (урока); технологии предмета; технологии полного обучения.
Педагогическая технология в максимальной степени связана с процессом обучения - эмоционально-интеллектуальным взаимодействием педагога и обучающихся, его структурой, средствами, методами, организационными формами и критериями оценивания результатов. Следовательно, структура педагогической технологии включает следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты: концептуальная основа; содержательная часть (общие и конкретные цели обучения и воспитания, содержание обучения и воспитания); процессуально-деятельностная часть (планирование, организация процесса обучения, выбор методов, средств и форм учебной работы обучающихся, деятельность педагога по управлению процессом усвоения содержательной учебной информации (СУИ), диагностика процесса обучения, анализ полученных результатов, прогноз развития).
Назад | Содержание | Вперед |