6.1. Немецкая геополитическая школа. /Ф. Ратцель; Р. Челлен; К. Хаусхофер; К. Шмитт/

  Яркие представители этой школы - Ф. Ратцель, Р. Челлен, К. Хаусхофер, К. Шмитт.
  Большой вклад в современную Гп. внес крупнейший немецкий географ Фридрих Ратцель (1844-1904). Науку, которая призвана исследовать связь государства и пространства он назвал «политической географией». Основные положения новой науки Ратцель изложил в своей книге «Политическая география» (1897). Две идеи были положены им в основание своих рассуждений.
  Во-первых, идея определяющей роли географических факторов для развития общества.
  «Как бы человечество не тянулось в высшие эмпиреи, писал ученый, ноги его касаются земли. Этим прежде всего обусловливается необходимость рассмотрения географических условий его существования».
  Он считал, что исследования внешних (географических) и внутренних (исторических) факторов развития общества должны идти рука об руку, ибо только так может получиться настоящая оценка нашего предмета.
  Вторая идея была им воспринята от дарвиновской теории эволюции. Государство, в его представлении, есть живой организм, соединяющий свойства народа и земли, подобно всем организмам, борющийся за свое существование. Будучи живым организмом, государство движется и растет как целое.
  Ратцель сформулировал семь основных законов пространственного роста государства. На наш взгляд, наиболее важные из них:
  3. Рост государства осуществляется путем присоединения и подчинения малых государств.
  5. В процессе роста государство стремится, прежде всего, вобрать в себя «политически ценные места»: береговую линию; русла рек; районы, богатые ресурсами.
  Ратцель утверждал, что государства имеют тенденцию врастать в естественные пространства, и эта их тяга может быть удовлетворена в границах континентов.
  Народ растет, увеличиваясь в числе; государство, увеличивая свою территорию, присоединяет новые земли путем внешней и внутренней колонизации.
  «Новое пространство, в которое врастает народ, является, писал Ратцель, как бы источником, из которого государственное чувство черпает новые силы».
  Заслуги Фридриха Ратцеля.
  - Автор органической (органицистской, органистской) теории государства. Один из основоположников геополитики. Немецкий ученый - геополитик Отто Мауль подлинным отцом Гп считал своего соотечественника Ф. Ратцеля. «Без Ратцеля, писал он, развитие геополитики было бы немыслимо. Отцом геополитики является Ратцель».
  - Труды Ратцеля являются необходимой базой для всех геополитических исследований. В его работах содержатся практически все основные тезисы, которые лягут в основу этой науки (государство как живой организм; географическое пространство как политическая сила, «Raum-пространство» и «Weltmacht - мировая держава», закон экспансии, борьба за выживание, значение моря и др.).
  - На книгах Ратцеля основывали свои концепции - швед Р. Челлен, немец К. Хаусхофер. Его идеи учитывали француз Видаль де ля Блаш, англичанин Х. Маккиндер, русские евразийсты.
  Идеи немецкого географа развил его последователь шведский политолог Рудольф Челлен(1864-1922). В своей главной работе « Государство как форма жизни», опираясь на методологию Ратцеля, он сформулировал «органическую теорию» государства.
  Подобно другим организмам, утверждал Челлен, государства рождаются, развиваются, увядают и умирают, т.е. представляют собой формы жизни. Их бытие подчиняется всеобщему закону борьбы за существование. В жизни государств борьба за существование проявляется в борьбе за пространство.
  Он выдвинул идею тотальности государства. В его представлении государство есть единство пяти элементов: простр. организм, форма хозяйства, этнич. общность, сообщество классов и профессий, форма государственного управления, которые образуют «пять элементов одной и той же силы, подобно пяти пальцам на одной руке, которое трудится в мирное время и сражается в военное».
  Существенным вкладом шведского политолога в развитие геополитического знания явилось формирование им закона автаркии. Г осударство, по мысли Челлена, не должно быть ни чисто индустриальным, ни чисто аграрным, ибо оно тогда становится заложником политики другого государства, зависимым от мирового расклада сил. С экономической точки зрения государство, чтобы выжить устойчивым, должно быть самодостаточным.
  Именно Челлен ввел в научный оборот понятие «геополитика» (1916), которую он определял как доктрину, рассматривающую государство как географическое или пространственное явление.
  Челлен считал, что сила - более важный аргумент для поддержания существования государства, чем закон, поскольку сам закон может поддерживаться только силой.
  Швед Челлен придерживался германофильской ориентации и предлагал создать германо-нордический союз во главе с Германией. Он довел до логического конца идеи Ратцеля о «континентальном государстве» применительно к Германии, что она должна структуировать вокруг себя остальные европейские государства. Челлен закрепил намеченную Ратцелем геополитическую максиму - интересы Германии равны интересам Европы, противоположны интересам западноевропейских держав (особенно Франции и Англии).
  Германия - «юное государство», немцы - «юный народ». «Юные немцы», вдохновленные «среднеевропейским пространством» должны двигаться к континентальному государству планетарного масштаба за счет территорий, контролируемых «старыми народами» - французами и англичанами.
  Его геополитические представления о интегрирующем значении германского пространства точно совпадают с теорией «Средней Европы» Фридриха Науманна.
  Объединение Центральной Европы с точки зрения этнического единства (пангерманские проекты), общности геополитической судьбы (геополитическое понятие Науманна) и культурных параллелей.
  Германия как органическое образование (ось, центр, сердце) отождествлялось с духовным понятием «Mittellage» (Срединное положение), которое сформулировал Арид (1918): «Бог поместил нас в центре Европы: мы (немцы) сердце нашей части света».
  Итак, с именем Р. Челлена связаны:
  - дальнейшее развитие «органической теории» государства;
  - он выдвинул идею тотальности (всеобщности, всеобъемлемости) государства и представил государство как единство пяти элементов;
  - формирование закона автаркии (самодостаточности);
  - ввел понятие « геополитика»;
  - мысли о важности силы перед законом в деле поддержания государства;
  - дальнейшее развитие идеи о « континентальном государстве» и теории «Средней Европы» в аспекте интегрирующей роли Германии.
  Наиболее полного развития немецкая традиция геополитического знания нашла в лице профессора географии, генерал-майора Карла Хаусхофера (1869­1946). Выходец из аристократической баварской семьи, сын профессора политической экономии и генерал-майора. Сын К. Хаусхофера Албрехт тоже профессор географии, внедрял геополитические идеи в среду нацистской иерархии. Жена Хаусхофера Марта перевела на немецкий язык книгу английского геополитика Дж. Фейрграва «География и мировая мощь». Династия профессоров, интеллигентная семья с трагической судьбой. Сын участвовал в заговоре против Гитлера и за две недели до конца войны был казнен в тюрьме Моабит в Берлине. Сам Хаусхофер с женой Мартой в 1946г. покончили жизнь самоубийством. Санкт-Петербургский эконом-географ С. Б. Лавров пишет, что официальная биография Хаусхофера сильно отличается от реальной. Геополитик Хаусхофер был разносторонним исследователем и интересовался широким спектром проблем. Особый интерес он проявлял к Дальнему Востоку, прежде всего к Японии. Его работы «Японская империя в ее географическом развитии», «Геополитика Тихого океана», «Мировая политика сегодня», «Геополитика панидей».
  «Он создал ряд оригинальных геополитических концепций, не утративших ценностей по сей день»- пишет Г. А. Зюганов.
  С 1924г. издавал «Журнал Геополитика», имевший огромное международное значение, в котором находили отражение многие проблемы. На страницах журнала издатели дали определение геополитики. Они писали: «Геополитика есть учение о зависимости политических событий от Земли... В духе такого понимания геополитика стремится дать оружие для политической деятельности и указывать путь в политической жизни. Геополитика стремится и должна стать совестью государства».
  В полном согласии с Ратцелем и Челленом Хаусхофер рассматривал пространство как детерминанту государственного развития. Под влиянием могучего англичанина Маккиндера он видел мир в состоянии перманентной (постоянной) нестабильности, как арену борьбы двух политических элементов: морской и континентальной.
  Поиски способа решения этого конфликта привели Хаусхофера к формированию концепции «панрегионов» на основе сверх идей: Пан-Америка (ядро США), Евро - Африка (ядро Германия), Пан-Азия (ядро Япония) с перифериями ( Лат. Америка, Африка, Австралия). Модель разделения мира на три меридиональных сверхрегиона была ориентирована на предотвращение конфликтов между главными центрами силы на планете(1931г.).
  В конце 1930-х годов Хаусхофер пересматривает свою модель Мирового порядка, основанную на «панидеях» и предлагает новую, которая была изложена в работе «Континентальный блок: Срединная Европа (Mitteleuropa)- Евразия-Япония» (1941г.). Новая модель была ориентирована на стратегический союз трех континентальных сил: Германии, СССР и Японии. Создание евразийского альянса, «континентального блока», оси «Берлин - Москва - Токио» было нацелено против «морской силы», англосаксонского мира.
  Двойственное положение Германии, политика балансирования между Западом и Востоком, расовая и этническая близость, культура, идеология, антикоммунизм толкали Германию на компромисс с талассократией, несмотря на географическое и геополитическое тяготение на «континентальный союз», на союз с СССР. Поэтому не наступил «последний час англосаксонской политики», ибо немцы, русские и японцы не объединялись (Г. Ли).
  В центре внимания Хаусхофера и его коллег стоял вопрос о «германской ситуации», т.е. положение Германии в системе европейских и мировых держав. Это объяснялось тем, что для Дойчланд вопрос о границах и соответственно, о жизненном пространстве всегда сохранял актуальность. Ключевыми в построениях Хаусхофера были выражения «кровь и почва», «пространство и положение», «жизненное пространство». Пафос построений Хаусхофера и его коллег из Института геополитики в Мюнхене и «Журнала геополитики» состоял в том, чтобы сформулировать доводы и аргументы, призванные обосновать притязания Германии на господствующее положение в мире. В этом проявляется ангажированность геополитиков на практике.
  В целом его имя и идеи полноценной всего воплотились именно в концепциях «восточной судьбы» Германии, основанной на крепком и долговременном евразийском союзе.
  Вклад К. Хаусхофера:
  - основатель «Журнала геополитики» и Института геополитики;
  - разработка моделей «пан-регионов» и «континентального союза» (Германия - СССР - Япония).
  Карл Шмитт (1888-1985) известен как выдающийся юрист, политолог, философ, историк. Автор двух геополитических теорий:
  1. Земля и Море (Nomos Земли и Nomos Моря). Противостояние суши и моря у Шмитта сводится к тому, что речь идет о двух совершенно различных, несовместимых (несводимых) друг к другу и враждебных цивилизациях, а не о вариантах единого цивилизованного комплекса. Фундаментальному геополитическому дуализму Маккиндера противостоянию, противоборству, борьбе теллурократии (силы Суши) и талассократии (силы Моря) Шмитт придал философский, юридический, этический, исторический, идеологический смысл, т.е. социально-политическую дефиницию (толкование, истолкование, интерпретацию, объяснение).
  2. Теория «большого пространства» (Grossraum). Grossraum на основе принятия народами и государствами единой религии, культуры. Сверхнациональное объединение, основанное на стратегическом, геополитическом и идеологическом факторах. Зиждется, базируется, покоится, строится, возводится на культурном и этническом плюрализме, на широкой автономии. Централизм лишь стратегический, тотальная лояльность только к высшей властной инстанции.
  Добровольная цивилизационная интеграция (союз, объединение) в отличие от пангерманской модели Гитлера и советского интернационализма.
  Этапы Государства-континента: города - государства, государства- территории, государство-континент.
  Шмитт в этой доктрине предвосхитил основные линии современной интеграционной политики (например, ЕС).
  Шмитт использует применительно к «силам Суши» имя «Бегемот», а к «силам Моря»- «Левиафан». Ввел эти термины в арсенал геополитики.
  Фигура «партизана», по Шмитту, является последним представителем «номоса» Земли, остающимся верным своему изначальному призванию. «Партизан» связан с родной землей неформальными узами. Фигура «партизана» приобретает, по Шмитту, все большее цивилизационное значение, т.к. «партизан» остается последним действующим историческим лицом, которое защищает (всеми средствами) «сухопутный порядок» перед лицом тоталитарного наступления талассократии. Отсюда его почти историческая функция.
  Ремарка (примечание). На Нюрнбергском процессе была сделана попытка причислить К. Шмитта к «военным преступникам» на основании его сотрудничества с режимом Гитлера. В частности, ему инкриминировалось «теоретическое обоснование легитимности военной агрессии». После детального знакомства судей с сутью дела обвинение было снято. Судьба Шмитта - это судьба его книг, его юридически - философской школы. В настоящее время он признан классиком политологии и юриспруденции.

Назад Содержание Вперед