ФАШИЗМ И НЕОФАШИЗМ

  В XX веке неисчислимые бедствия человечеству принес фашизм. Как общественное движение и политическая идеология он возник в двадцатых- тридцатых годах в Европе, потерпел военное и морально-политическое поражение во Второй мировой войне, а в послевоенный период реанимировался в форме неофашистских организаций, являющихся источником напряженности в ряде стран.
  Наибольшего влияния фашизм как идеология и основывающиеся на ней организации и движения достиг в период между двумя мировыми войнами. Он явился реакцией населения на всесторонний кризис общественных устоев: кризис экономический и социальный - вследствие дегуманизации труда и массового переселения людей из деревень в города; кризис политический - в результате неэффективности новых демократических институтов, попустительствовавших коррупции; кризис интеллектуальный и духовный, порожденный размыванием интеллектуальных и духовных ценностей. Известный русский философ И.А. Ильин первостепенную роль в возникновении фашизма отводил утверждению большевистского режима, видя в левом тоталитаризме причину «концентрации государственно-охранительных сил направо». Однако не во всех странах фашизму удалось получить широкую массовую поддержку.
  Дополнительные причины для установления фашистских режимов существовали в странах, потерпевших поражение в Первой мировой войне и прежде всего в Германии. Версальский договор, ограничивший свободу действий Германии в экономической и военной областях, воспринимался значительной частью населения как дискриминационный и оскорбительный по отношению к немецкому народу. Мировой экономический кризис 1929 - 1933 годов резко ухудшил условия жизни широких слоев населения. Фашистские лидеры успешно использовали эти обстоятельства, подогревая реваншистские настроения.
  Ядро фашистских движений - в прошлом и в настоящее время - составляют маргинализирующиеся и люмпенские слои населения, ценностно дезориентированные и заинтересованные в быстром, радикальном улучшении своего положения. Они наиболее восприимчивы к демагогии, к предельно четким ориентирам движения вперед и простым способам решения сложных проблем. Их привлекает возможность преодолеть социальное отчуждение благодаря принадлежности к «избранной» национальной или расовой группе, к партии, обещающей общественные перемены.
  Фашизм проявил себя как антилиберальная и антисоциалистическая идеология. Его основные политико-идеологические постулаты состоят в следующем.
  Общественная и личная жизнь подлежит жесткому контролю со стороны государства, представляющего высшие интересы нации. Ему должны неукоснительно подчиняться индивиды и социальные группы. В нем не может быть места плюрализму и разделению властей.
  Вершина властной иерархии - вождь, наделенный сверхъестественными качествами, выразитель «духа нации» и ее «исторической судьбы».
  Высшая ценность - собственная нация, которая превосходит другие народы и потому должна находиться в привилегированном положении. Ее процветание может быть достигнуто путем ограничения жизненного пространства или вообще уничтожения «низших» рас. Согласно идеологии национал-социализма, единственная «культуросозидающая» раса - «арии», к которым относятся прежде всего немцы и народы Северной Европы.
  Этатизм, фюреризм и расизм являлись политико-идеологической основой формирования тоталитарных режимов и проведения экспансионистской внешней политики.
  Теоретически важным является вопрос об истоках и особенностях основных разновидностей фашистской идеологии.
  Протофашистские идеи просматриваются в мировоззрении французского консерватора Жозефа де Местра. Как показал в своем исследовании И. Берлин, это:
  - антирационалистическое понимание природы человека;
  - иррациональная трактовка общественной жизни, мифология традиций, истоков, корней;
  - мистика крови и смерти.
  При наличии общих черт фашизму присущи национальные особенности.
  Итальянский фашизм базировался на элитарных идеях Платона и Гегеля, на концепции «органистского государства», оправдывающей агрессивные действия власти во имя блага преданного ему населения. Культивировалась идея воссоздания Великой Римской империи.
  Одна из основных идей итальянского фашизма - идея корпоративного государства, которая исходит из того, что человек может выразить себя как гражданин, только будучи членом группы. В корпоративной системе экономика организуется контролируемыми государством ассоциациями труда и капитала, где все трудятся в согласии под руководством однопартийной диктатуры.
  Если для итальянского фашизма характерен национализм, то для германского - расизм. Германский национал-социализм опирался на идеи расового превосходства Артюра Гобино, на ряд положений Иоганна Фихте, Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Особую роль в обосновании принципа фюреризма сыграла ницшеанская идея «сверхчеловека», который в интересах своей расы имеет право преступать нормы общественной морали, якобы созданной для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными. Характерной особенностью национал-социализма была теория заговора западной плутократии и большевизма против Германии.
  Неофашистская идеология, воспринявшая основные постулаты классического фашизма, отвергается массовым сознанием и в целом не оказывает существенного влияния на духовную атмосферу демократических государств. Неофашисты представляют собой малочисленные маргинальные группировки, не имеющие широкой электоральной поддержки. Вместе с тем существует опасность фашистского перерождения национальных, коммунистических, религиозных и иных идеологий, ориентирующихся на обеспечение привилегированного общественного статуса для некоторых социальных групп («коренное население», «авангард общественного про-гресса») и предлагающих радикальные средства достижения этой цели.
  Рост неофашистской угрозы стимулируется опасениями европейцев по поводу возможной утраты своей национальной и культурной идентичности в связи с возросшими масштабами иммиграции в основном из афро-азиатских государств. Усиливающиеся антииммигрантские настроения подпитывают праворадикальные партии, стоящие на позициях крайнего национализма и шовинизма, близких к фашизму. В обстановке социальной напряженности, создаваемой иммиграцией, эти партии начинают обретать политический вес и статус акторов, которые играют заметную роль в ведущих европейских странах (Италия, Франция, Германия) и небольших государствах.
  Ксенофобия, агрессивный национализм, расистско-нацистские представления о праве на особое положение для одной национальной (русские) или этнической группы (славяне) занимают главное место в воззрениях российских ультраправых. Усилению этнофобских и псевдопатриотических настроений способствуют такие факторы, как «сжатие» страны и происшедшее ослабление ее позиций в мире после распада СССР, острейшее социальное неравенство, деградация культуры, дискриминируемое положение соотечественников в постсоветских государствах, неконтролируемый приток мигрантов с Кавказа и из Центральной Азии, не стремящихся интегрироваться в российский социум и нередко пренебрегающих его традициями и ценностями.
  Мировое сообщество должно проявлять бдительность в отношении идеологий, стремящихся обосновать превосходство одних групп над другими, препятствовать их распространению и реализации ввиду создаваемой угрозы демократическим институтам.

Контрольные вопросы

  1. В чем сущность анархизма и специфика его разновидностей?
  2. Назовите предшественников анархизма и изложите их основные идеи.
  3. Когда и кем была обоснована доктрина анархизма?
  4. Охарактеризуйте вклад М.А.Бакунина и П.А.Кропоткина в развитие теории анархизма.
  5. Что представлял собой русский анархизм начала ХХ века?
  6. В каких странах анархизм был массовым движением в первые десятилетия ХХ века?
  7. В чем проявляется влияние анархизма в современном мире?
  8. Изложите основные интерпретации феномена феминизма.
  9. Когда начали складываться предпосылки феминизма и какие проявления раннефеминистского протеста вам известны?
  10. Кто из мыслителей Нового времени развивал идеи эмансипации женщин?
  11. Охарактеризуйте основные этапы в развитии феминистского движения.
  12. Раскройте содержание основных направлений в современном феминизме.
  13. Назовите причины возникновения коммунитаризма и его популярности.
  14. Какие принципы коммунитаризма вам известны?
  15. Охарактеризуйте коммунитаристское видение международных отношений и их перспектив. Согласны ли вы с ним?
  16. Какими идеями руководствуются участники антиглобалистского движения и какие альтернативы существующему мироустройству они выдвигают?
  17. Раскройте содержание идейно- политических постулатов фашизма.
  18. Какие факторы генерируют угрозу фашизма в современных условиях?

Рекомендуемая литература

  Алексеева Т.А. Современные политические теории: Курс лекций. М.: РОССПЭН. 2007.
  Альтерглобализм: теория и практика «антиглобалистского движения» /Под ред А.В.Бузгалина. М.: «УРСС». 2003.
  Бакунин М.А. Анархия и порядок. М.: ЭКСМО. 2000.
  Бжезинский Зб. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство / Пер. с англ. М.: Международные отношения. 2007.
  Бек У. Что такое глобализация (Ошибки глобализма - ответы на глобализацию) /Пер. с нем. Л.Григорьева, В. Сидельника. М.: Прогресс - Традиция. 2001.
  Брайсон В. Политическая теория феминизма. Пер. с англ. О.Липовской и Т.Липовской. М.: «Идея-Пресс». 2001.
  Бузгалин А.В. Альтерглобализм как феномен современного мира //Полис. 2003. №2.
  Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в мире. М: 2001.
  Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для вузов / Под ред. Костикова И.В. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс. 2005.
  Галкин А.А. Фашизм как болезнь общества (лекция). http:polit.ru/lectures/2006/05/08/galkin.html
  Галкин Д.В. Коммунитаризм / Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко. Мн.: Книжный дом. 2003.
  Глобализация сопротивления: борьба в мире /Под ред. Амин С., Утар Ф. М.:УРСС. 2004.
  Зотов В.Д., Зотова Л.В. История политических учений: Учебник для вузов. М.: Юристъ. 2005.
  Киммел М. Гендерное общество. Пер. с англ. О.А.Оберемко, Л.Н.Тартаковской. М.: РОССПЭН. 2006.
  Кляйн Наоми. No Logo. Люди против брэндов. М.: «Добрая книга». 2003.
  Кропоткин П. Анархия, ее философия, ее идеал. Сочинения /сост., вст. ст. и коммент. М.А.Тимофеева. М.: ЭКСМО. 1999.
  Кропоткин П. Записки революционера. М.: Мысль. 1990.
  Ланда Р. Политический ислам: предварительные итоги. М.: 2005.
  Люкс Л. Большевизм, фашизм, национал-социализм родственные феномены? //Вопросы философии. 1998. №7.
  Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов на/Д.: Феникс. 2000.
  Малашенко А. Исламская альтернатива и исламский проект. М., 2006.
  Милза П. Что такое фашизм? //Полис. 1995. №2.
  Муссолини Б. Доктрина фашизма/Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т.2. М.: Мысль. 1997.
  Петрова Р.Г. Гендерология и феминология. Учеб. пособие. 3-е изд. М.: ИТК «ДАШКОВ И К». 2007.
  Пятаков А. Латиноамериканская грань мирового альтерглобализма. Итоги и перспективы развития //Свободная мысль. 2007. №7.
  Пушкарева Н.Л. У истоков русского феминизма: сходство и отличия России и Запада //Российские женщины и европейская культура / Тишкин Г.А.(ред.). СПб., 2002.
  Райх В. Психология масс и фашизм. СПб: Университетская книга. 1997.
  Сирота Н.М. Глобализация: политические аспекты. Учеб. пособие. СПб: ГУАП. 2007.
  Субкоманданте Маркос. Четвертая мировая война. М.: Ультра Культура. 2005.
  Стиглиц Дж.Ю. Глобализация: тревожные тенденции. М.: Мысль. 2003.
  Хардт М., Негри А. Империя. Пер с англ. М.: Праксис. 2004.
  Хомский Н. Прибыль на людях. Неолиберализм и мировой порядок. Пер. с англ. Б.М.Скуратова. М.: Праксис. 2002.
  Ударцев С.Ф. Политическая и правовая теория анархистов в России: история и современность. М.: Форум-М. 1994.
  Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. Пер. с англ. Под ред. В.Л.Иноземцева. М.: Ладомир. 2004.
  Янчук Е.И. Феминизм / Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицанов, В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова. Мн.: Книжный дом. 2003.

Назад Содержание Вперед