3.2.2. Концепция социального влечения в теории А.Адлера

  По мнению Адлера, человеку присущи и лежат в основе его существования два основных влечения:
  1) социальное влечение;
  2) и влечение к власти, превосходству, совершенству.
  Социальное влечение или социальный интерес является врожденным, а не вырабатывается в процессе социализации. Человек рождается с этим влечением в виде некоторой потенции, которая при определенных условиях внешнего мира может реализоваться. Социальное влечение имеет в своей основе органическое несовершенство человека, его слабость, что не позволяет индивиду жить вне общества. Все люди от рождения социальные существа. Индивид в ходе своего развития вписывается в общество. И концепция социального влечения отражает то, что люди являются социальными созданиями. Индивида побуждает к тем, или иным, действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет его отказываться от эгоистических целей ради целей сообщества.
  Социальное влечение находит свое отражение в социальном интересе, который присущ индивиду. Социальный интерес включает в себя чувство идентификации с человечеством, сходство с представителями человеческой расы. Предпосылки социального интереса являются врожденными. Человек является социальным создание по своей природе, а не в результате образования привычки. Но социальный интерес требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитывается и дает результаты благодаря тренировке, развивается в социальном окружении, прежде всего в семье.
  Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди - прежде всего мать, а затем остальные члены семьи - способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.
  Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений — качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.
  Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.
  Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным, и вместе с женой принимает активное участие в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.
  Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.
  Социальный интерес проявляется в межличностных отношениях, эмпатии, сострадании, кооперативном поведении людей. Проявлением социального влечения он считал развитие кооперативного поведения. Человек развивает кооперативное поведение посредством сотрудничества с другими людьми, действий в качестве ценного, вносящего свой вклад члена общества, и тем самым, реализует свое социальное влечение. Адлер считал, что люди, внесшие наиболее ценные вклады в развитие человечества, были наиболее кооперативными.
  Проявлением социального влечения Адлер считал также «чувство общественного». Считая, что это нечто большее, чем интерес к своему ближайшему человеческому окружению. Оно включает ощущение родства со всем человечеством и связанности с жизненным целым. Чувство общественного в своем широком смысле обозначает заинтересованность в «идеальном обществе всего человечества, конечной цели эволюции».

Назад Содержание Вперед