3.4. Внимание
Внимание - это еще один познавательный процесс, выделяемый классической психологией. С точке зрения компьютерной метафоры внимание можно считать просто еще одним фильтрационным механизмом в процессе переработки информации. Однако в последнее время открыты специфические нейроны внимания, а также проведен ряд исследований, которые позволяют утверждать, что внимание имеет ряд структур, анатомически и физиологически независимых от сенсорных процессов. Напомним, что внимание обусловливает не бессознательный или инстинктивный, а именно сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.
Существуют различные варианты классификации типов внимания. Ограничимся двумя из них. Внимание может быть обусловлено генетически (красивая женщина, наезжающий автомобиль) и социально (голый человек на улице воспринимается не как объект сексуального влечения, а как нарушитель социального запрета). Кроме того, внимание может организовываться автоматически (непроизвольное внимание) или требовать волевого усилия и контроля (произвольное внимание).
Ряд психологов придерживается мнения, что до возникновения цивилизации произвольного внимания практически не существовало. Дикарь со страстью предавался охоте, войне, игре, но постоянный труд вызывал у него презрение. С другой стороны, есть основания говорить о генетической предрасположенности к произвольному вниманию (именно так отбираются обезьяны для последующей дрессировки), которое, очевидно, является фактором социального отбора как в плане интеллектуальной, так и социальной успешности личности.
Перечислим факторы, определяющие внимание:
• новизна, сложность или интенсивность стимула;
• повторяемость стимула (пример - реклама);
• потребности и интересы субъекта (видим то, чем интересуемся - марка машины или платье пассажирки);
• наши ожидания (видим то, что ожидаем увидеть).
Можно выделить ряд факторов, обуславливающих привлечение внимания.
Новизна. Для привлечения внимания в ходе объяснения можно рассказать парадоксальный случай или спорное утверждение. В ходе монотонной деятельности (особенно связанной с повышенной ответственностью) помогают смена темпа работы, использование сигналов разной модальности, неожиданные сигналы. Например - “тревожный рычаг” у машиниста железнодорожного состава.
Интенсивность и частота сигнала. Для привлечения внимания к конкретному разделу можно повторить его несколько раз или выделить (в разговоре - голосом, в тексте - как вставку с другим шрифтом и т. д.).
Неполное представление содержания. Если предупредить слушающего, что дальнейшее изложение будет неинтересно, трудно и т.д., то срабатывает механизм личной включенности, и внимание к этом разделу повышается.
Систематизация и структурирование материала. Излагаемый мактери- ал должен быть логически организован; иначе, потеряв нить рассуждений, партнер потеряет и интерес к нему.
Соответствие материала внутренним ожиданиям и эмоциональному состоянию партнера. Для этого, в частности, материал должен отвечыать личным интересам партнера; кроме того, нужно начинать изложение не со своих проблем, а с проблем партнера; жеелательно также в процессе общения задавать вопросы, требующие развернутых ответов.
Назад | Содержание | Вперед |