11.2. Национальные отношения в современном российском обществе
Этнические общности постоянно взаимодействуют друг с другом, с другими субъектами социальной жизни.
Национальные отношения - это совокупность связей между этническими общностями, а также между этническими общностями и другими социальными общностями, органами государственной власти.
Национальные отношения бывают:
1. Равноправными.
2. Отношения господства и подчинения.
3. Попытки уничтожения других субъектов.
Отрицательным явлением в этно-национальных отношениях являются шовинизм, расизм, апартеид, антисемитизм, сионизм.
Шовинизм - это безудержное возвеличивание собственной нации, пренебрежение к правам и национальным ценностям других народов, проповедь насилия, вражды в национальных отношениях.
Термин произошел от имени литературного героя Николя Шовена, французского солдата, безумно почитавшего культ Наполеона. В начале XX в. пьеса, где главным героем был Н. Шовен, с огромным успехом проходила на сценах французских городов. От Шовена особенно доставалось немцам, которых он презрительно называл швабами, бошами.
Расизм - это совокупность концепций о физической и психологической неравноценности человеческих рас.
Расизм стал официальной идеологией фашизма, используется для оправдания расовой дискриминации, сегрегации и апартеида.
Расовая дискриминация - это умаление прав какой-либо группы граждан по мотивам их расы.
Сегрегация (от лат. сегрегацио - отделение) - это политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку.
Апартеид (от африкаанс. апартеид - раздельное проживание) - это политика территориальной изоляции какой-либо группы граждан по расовому или этническому признаку, умаление их политических, социально-экономических и гражданских прав.
Геноцид (от греч. генос - род, племя и лат. цидо - убиваю) - это политика физического истребления отдельных групп населения по расовым или этническим признакам.
Антисемитизм - одна из крайних форм шовинизма, направленная против одного, семитского народа - евреев.
Сионизм (от названия холма Сион в Иерусалиме) - идеология возрождения еврейского народа, а также идеология и политика возвеличивания еврейского народа.
Знание основных положений социологии этнических отношений поможет избежать ошибок при создании здоровой атмосферы в трудовом коллективе, организации, а также в межличностных отношениях.
Понятие национального вопроса
Национальный вопрос - это совокупность политических, экономических, территориальных, правовых и культурных отношений между этническими общностями по поводу их равноправия.
Национальный вопрос - это вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов: 1) между нациями и 2) между нациями и существующей системой власти, а также формах, методах и условиях его решения в интересах мирного сожительства наций. То есть это вопрос о том, могут ли нации жить вместе без неприязни и вражды.
Рассуждая логично, можно сказать, что вариантов ответа на национальный вопрос может быть лишь два: да или нет.
В процессе разрешения национального вопроса необходимо учитывать тот факт, что национальные отношения в современном мире в целом подчинены действию двух взаимозависимых объективных тенденций, определяющих человеческий прогресс.
Они родились еще на заре буржуазного развития в процессе формирования наций и национальных движений. По мнению В. И. Ленина, содержание двух тенденций в национальном вопросе сводится к следующему:
1. Происходит формирование и развитие наций, их консолидация, движение к равноправию и самостоятельности, суверенному государственному существованию.
2. С ростом интернационализации всех сфер жизни, расширением международных связей усиливаются интеграционные процессы, взаимное сотрудничество, межгосударственные границы получают все большую прозрачность.
Действие двух тенденций в национальном вопросе можно проследить на примере распада СССР, Чехословакии, СФРЮ, консолидационных процессов в Европе.
На разрешение национального вопроса влияют проблемы:
1. Экономические (размещение и использование промышленных предприятий, природные ресурсы и их использование, экологические проблемы и т. д.).
2. Политические (власть, объем суверенитета, военные проблемы и т. д.).
3. Территориальные.
4. Культурные (примат культуры, культура - «мать» и т. д.).
5. Языковые (государственный язык, язык межнационального общения, «унижение» или возвеличивание языка и т. д.).
6. Религиозные.
7. Бытовые и др.
В широком смысле национальный вопрос - вопрос мировой, но в разных странах попытки его разрешения имеют свои особенности.
В Великобритании проблема культурно-исторической самобытности Шотландии и Уэльса разрешается демократично, с учетом интересов населения этих местностей. Но особо стоит проблема Северной Ирландии.
В Испании проблема равноправия и политического равенства получила разрешение в предоставлении автономии пяти ее провинциям.
В Бельгии вопрос языковых взаимоотношений между валлонами и фламандцами реализуется на основе принципа федерализма.
В Канаде культурно-языковые проблемы между англоязычными и франкоязычными общинами решаются на пути предоставления Квебеку политической самостоятельности.
Национальное самоопределение
Национальный вопрос, как видим, может решаться различными путями, вплоть до полной реализации права народов на самоопределение.
Национальное самоопределение - ключевой принцип национальной политики, закрепленный в Уставе ООН (ст. 1, п. 2) и расшифрованный Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» (ст. 1, п. 1).
Принцип национального самоопределения не сводится исключительно к праву на отделение, сепаратизму. Он выступает в трех аспектах:
1. Самоопределение может привести к государственному отделению, созданию самостоятельного национального государства. Для многонациональных обществ и государств это может означать распад, расчленение. В современных условиях это происходит в самых крайних случаях, в империях, где царит гнет и насилие наций, где наглухо закрыты все иные пути и возможности демократического решения проблем межнациональных отношений.
2. Самоопределение может привести к созданию федеративных многонациональных государств. Это происходит на основе демократичного выражение воли народа, добровольно и свободно.
3. Самоопределение может происходить в виде интеграции давно живущих самостоятельной жизнью национальных государств в крупные образования. В таких образованиях совмещаются, согласуются национальный суверенитет с процессами интернационализации, не ущемляется государственный суверенитет наций. Эти образования лучше отвечают интересам национального прогресса.
В социологических исследованиях особый интерес вызывает соотношение интернационального и национального.
До недавнего времени в бывшем СССР эти категории жестко противопоставлялись: интернационализм - национализм; или-или. Всякая попытка серьезно обозначить проблему национального, то есть вопросы защиты национальных интересов и ценностей, возрождения культуры, языка объявлялись национализмом.
Национализм
Национализм понимался в Советском Союзе лишь как идеология, психология, социальная практика и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов.
В современных условиях недопустимо столь однобоко оценивать национализм. Еще Н. А. Бердяев делил национализм на агрессивный, разрушительный, зоологический и на национализм творческий, созидательный, способный вести нацию по пути общественного прогресса.
Американский политолог Пол Рейнш считает, что национализм является краеугольным камнем подлинной государственности.
Француз П. Брюкнер считает, что только через нацию, национализм личность может приобщиться к универсальным ценностям.
Крупнейший русский писатель современности В. Распутин убежден, что сознательный, культурный национализм есть работа по качественному преобразованию своего народа, высвобождению нравственных сил.
Национализм - явление многогранное и многоликое. Он имеет и положительные, и отрицательные стороны.
1. Положительное в национализме:
• национальное самосознание;
• национальная гордость;
• национальный стыд, дающий возможность самоочищения;
• стремление к национальному саморазвитию, равноправию.
2. Отрицательное в национализме:
• признание национальной исключительности;
• противопоставление другим нациям;
• стремление обеспечить превосходство своей нации за счет интересов других народов;
• национальный нигилизм;
• поиск виновных в собственных жизненных трудностях, неурядицах среди других народов (мигранты, жидомасоны, иноверцы, лица кавказской национальности и др.).
Эти негативы составляют в национализме националистическое.
В Российской Федерации национальные отношения строятся согласно государственной Концепции национальной политики.
Согласно Концепции, главная цель национальной политики России состоит в создании всем народам РФ условий для их полноправного развития, упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав человека и признания его высшей ценности.
В Концепции государственной национальной политики сформулированы основные ее принципы:
• равенство прав и свобод человека независимо от его национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
• равноправие народов;
• сохранение исторически сложившегося государственного единства РФ;
• равноправие субъектов во взаимоотношениях между собой и федеральными органами государственной власти;
• гарантия прав коренных малочисленных народов;
• право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения извне;
• содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;
• запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности;
• своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур;
• запрещение общественных объединений и организаций, а также пропаганды и агитации, направленных на национальную и религиозную рознь;
• защита прав и интересов граждан РФ за ее пределами в соответствии с нормами международного права;
• поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры, национальных традиций, укреплении их связей с Родиной.
Однако национальные отношения не всегда подчиняются государственным документам. Для современных национальных отношений в России характерны следующие особенности.
1. Снижение активности национальных республик, входящих в федерацию, по получению суверенитета и использованию права на отделение и образование самостоятельного государства.
2. Все отчетливее стала проявляться тенденция реассимиляции, то есть стремление определенной части нерусского населения, до некоторых пор причислявшего себя к русским, вернуть свою прежнюю этническую принадлежность.
3. Завершается решение проблемы языка. Необходимо учитывать, что в СССР было 10 языковых семей, включающих 162 языка. Все более укрепляется двуязычие: государственный русский и родной. Многие русские, проживающие в национальных республиках, владеют языком титульной нации.
4. Для современной России все более характерен плюрализм - самостоятельное, мирное сосуществование этнических групп. Но проявление элементов национализма со стороны представителей титульных наций в республиках РФ имеет место.
5. Снижение экономических показателей, разделение страны на бедные и богатые территории и регионы вызывают перекосы и в национальных отношениях. Растет нетерпимость и желание найти виновника бедности и обнищания в представителях народов Кавказа, евреях.
Таким образом, социология наций имеет специфические подходы к изучению национально-этнических проблем, социологическая информация важна при избрании правильного пути решения вопросов национальных отношений.
Назад | Содержание | Вперед |