Лекция 4. Социальная организация и управление
Основные понятия
Организация, элементы организации, социальная структура, цели, участники, технология, внешняя среда, буферная стратегия, стратегия наведения мостов, управление, планирование, организация ресурсов, выдача распоряжений, контролирование, инновация, бюрократия.
Словарь
1. Организация — социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и создание высокоформализованных структур.
2. Управление — функция особого органа в организации, которая обеспечивает направление деятельности всех элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение организации в целом от поставленных целей.
3. Бюрократия — 1. Тип организации, управление в которой основано на безличных, письменных инструкциях и иерархии, проводящей явное различие между «ведомством» и должностными лицами, а официальные должности заполняются на основе формальной квалификации. 2.Организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и различаются формальными правами и обязанностями. 3. (Буквально) управление должностными лицами. 4. (Уничижительное) обозначение формальных неэффективных организаций из-за громоздких правил, «бюрократизма» и процедур, съедающих время.
4. Адхократия — организационная структура, основу которой составляют временные рабочие группы, собирающиеся для решения только какой-либо задачи.
Основная литература
1. Фролов С. С. Социология. - М., 1999.
2. Кравченко А. И. Социология. - М., 1999.
3. Гвишиани Д. М. Организация и управление. - М., 1972.
4. Пригожин А. И. Организации: системы и люди. - М., 1983.
5. Организации: поведение, структура, процессы. - М.,2000.
Дополнительная литература
1. Макаров С. Р. Менеджер за работой. - М., 1989.
2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992.
3. Сини Д. С. Управление производительностью. - М., 1989.
4. Кравченко А. И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк. - М., 1987.
Назад | Содержание | Вперед |