4.1.3. Основные функциональные роли в психодраме
Психодрама включает в себя следующие основные функциональные роли или элементы:
1) Режиссер-постановщик — специально подготовленный психолог или психотерапевт.
Руководитель группы именуется режиссером. Режиссер помогает создать в группе климат, который способствовал бы проводимой в ней работе, и побуждает участников к исследованию их личностных проблем. Режиссеры психодрамы в большей степени, чем руководители психокоррекционных групп других типов, склонны проявлять активность.
Режиссер выполняет три функции: постановщика, терапевта и аналитика. В роли постановщика режиссер организует работу в группе и побуждает участников к выражению их мыслей в сценических действиях. Постановщик должен быть чрезвычайно чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям психического состояния актеров психодрамы и настроения ее зрителей. Главными качествами хорошего постановщика следует считать творческий подход к работе, гибкость и способность вовлекать в психодраматическое действие всех без исключения членов группы.
В роли терапевта режиссер психодрамы старается помочь участникам изменить нежелательные формы поведения. Терапевт может просто развалиться в кресле и позволить участникам вести спектакль самостоятельно. Или же он может быть в высшей степени активным, подталкивая членов группы к действию. Как любой руководитель, психотерапевт может оказаться мишенью для критики со стороны группы, но, будучи в то же время членом группы, он должен быть открытым для критики и не защищаться от нападок.
В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение каждого члена группы во время представления. Кроме того, руководитель выделяет и анализирует общие реакции участников на отдельные эпизоды.
2) Протогонист — главное действующее лицо драмы, тот человек, чья проблема, ситуация в данный момент проигрывается.
Протагонист является центральной фигурой определенного психодраматического акта. Протагонисты создают образы собственной жизни. Как таковые, они являются главными персонажами, и на них обращены взгляды всей группы. Протагонист получает редкую возможность представить и развить свою собственную версию событий перед глазами сочувствующих партнеров. Протагонист пользуется значительной свободой представления событий и их участников. Если он воспринимает начальника как тирана, он имеет полное право (фактически даже обязан) выставить его именно таким. С помощью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает свою актуальную психологическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни.
3) Вспомогательные игроки (вспомогательное «Я») — партнеры протогониста в психодраме. Вспомогательные игроки могут быть выбраны протогонистом или назначены режиссером. Им может быть предложена любая роль — например, значимого другого (отца, друга, жены, возлюбленного); предмета (часов, игрушки, лестницы, шкафа); эмоции (страха, гнева, радости). Вспомогательные «Я» олицетворяют тех людей, которые имели особенное значение в жизни протагониста. Этих персонажей изображают в психодраме другие члены группы, играющие порученные им роли, с целью усилить впечатления от межличностных отношений протагониста. Соответственно, можно попросить члена группы, чтобы он исполнял роль властной матери, деспотичного отца, пылкого любовника или заботливого друга.
Хороший исполнитель роли вспомогательного «Я» должен уметь быстро в эту роль войти и точно ее исполнить. Играть эту роль он должен так, как ее представил протагонист или как подсказывает интуиция, но не так, как он сам вел бы себя в аналогичных реальных обстоятельствах.
Вспомогательное Я имеет троякую задачу:
1. изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц;
2. являются посредниками между ведущим и протоганистом;
3. выполняют социотерапевтичекую функцию — помогают протогонисту изображать т исследовать собственные межличностные отношениями, а также проводить психодраматический диалог со своими жизненными партнерами.
4) Зрители — все остальные члены групп, которые не принимают в психодраме активного участия. На заключительном этапе они высказывают отношение к происшедшему, а также рассказывают о своих проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранным в психодраме. Зрители с новой точки зрения могут взглянуть на свои проблемы, достичь состояния инсайта.
5) Сцена — пространственная организация психодраматического действия.
В ходе драмы можно выделить следующие важные аспекты.
1. Протогонист проявляет весь набор типичных для него моделей поведения и различных эмоциональных состояний.
2. Содержанием психодраматического действия становятся не вполне осознаваемые и не пережитые в полной мере аспекты его жизни.
3. В ходе специальных техник реконструируются и раскрываются не проявленные чувства и неосознанные установки.
4. Восприятие человеком своей внешней и внутренней реальности углубляется и расширяется, что обеспечивает новый взгляд на ситуацию и на свои возможности.
Назад | Содержание | Вперед |